Предрассветная тишина зимнего утра взорвалась орудийными выстрелами. Пушки белоказаков, установленные в Покровском монастыре и на Казачьем бугре, открыли огонь по кремлю. Так началась вооружённая борьба в Астрахани за установление Советской власти.
В ответ на выступление контрреволюционеров Военно-революционный комитет быстро связался со стачечным комитетом. Порт и заводы огласились могучими призывными гудками. Поднималась на борьбу рабочая Астрахань: шли в обстреливаемый кремль металлисты, водники, судоремонтники, грузчики, бондари. Среди бондарей была группа рабочих под руководством Чугунова из форпоста.
Казачьи части надеялись стремительным наступлением захватить Кремль, обезоружить 156- й полк и Красную гвардию, расположенную в разных частях города. Но нанести внезапный удар не удалось.
Крепкий отпор им дала мусульманская рота и 4-я рота в районе почтамта. Бои шли почти сутки. Поздно ночью штаб офицеров и белоказаков предлагает распустить гарнизон крепости, разоружить Красную гвардию, распустить Совет рабочих, солдатских и ловецких депутатов, распустить стачечный комитет. В обмен – личная неприкосновенность защитников Советской власти, сохранение жизни.
По предложению М.А. Аристова был принят ответ: «Военно-революционный комитет от имени рабочих, солдат и всего гарнизона крепости заявляет, что будем биться до последней капли крови, пока не осуществится лозунг: «Вся власть Советам!»
На улицах Астрахани появились баррикады. Стачечный комитет организовал на предприятиях производство оружия и боеприпасов. Конопатчики организовали боевой отряд в тылу белоказаков в районе Криуши. Коммунист Г.Г. Липатов организовал такой же отряд в районе Паробичева Бугра и пороховых погребов. Недавно вернувшийся с фронта энергичный унтер-офицер Е.И. Савушкин – отряд из бондарей и грузчиков в районе Селения.
Основная задача этих отрядов по плану Военно-революционного комитета (ВРК) – вынудить белоказачество рассредоточить силы, нацеленные на кремль. Надо было выиграть время, собрать в кремль боевые части, вооружённые отряды рабочих.
В течение нескольких дней вооружённая борьба шла во всех частях города. 20 января мятежники заняли район Стрелки, электростанцию, почтамт, гостиный двор – вплотную подошли к кремлю. Белоказаки готовились к решающему штурму, ждали подхода уральских и донских белоказаков. Но донские казаки никакой помощи не прислали, уральские ограничились небольшой воинской частью.
А осаждённым в кремле пришла помощь крестьянско-ловецкого населения нашего края. На 15 января 1918 г. намечалось открытие 1-го съезда Советов Астраханского края. Вспыхнувшая вооружённая борьба не позволила начать работу съезда. Но большевики провели совещание с прибывшими делегатами и призвали трудящихся города и сёл на разгром контрреволюции.
Делегаты разъехались по сёлам, разъяснили населению обстановку в городе, призывали оказывать помощь осаждённым в кремле защитникам Советской власти.
Ловцы и крестьяне собирали продовольствие и посылали в кремль. Вскоре стали подходить боевые отряды из сёл. Первым пришёл отряд М.Н. Бессонова – 500 бойцов, 40 подвод продовольствия от сельчан Астраханского уезда. В городе к нему присоединились 700 рабочих-дружинников.
Вслед за ними прибыл отряд М.А. Колчина с запасом продовольствия.
Большую помощь осаждённым в кремле оказал Енотаевский уезд , где уже была установлена Советская власть. Военно-революционный Комитет Енотаевского уезда в составе В.В. Иконицкого, Н.Ф. Цепляева, И.П. Вацека установил связь с ВРК Астрахани, предупредил станицы уезда Ветлянку, Копановку, Сероглазовку, что если будут помогать белоказакам, станицы будут разгромлены. Красногвардейцы-енотаевцы заняли близлежащие железнодорожные станции, охраняли их, чтобы не пропустить помощь контрреволюционерам извне. В ответ на требование белоказачьего командования прислать от станиц Енотаевского уезда немедленно казаков на подкрепление в Астрахань была послана телеграмма: «Немедленно прекратите гражданскую войну». Это лишило белоказаков Астрахани резервов.
На помощь осажденным а кремле отправились красногвардейские отряды владимировцев. Формировались Харабалинская боевая группа и кавалерийский дивизион. В Икрянинской волости создалась боевая дружина – 120 человек.
Прибывшие из уездов отряды, состоявшие из бывших фронтовиков и ловецко-крестьянской бедноты, встречались в кремле с большим воодушевлением. Постепенно менялось соотношение классовых сил. Среди низших чинов в белоказачьих частях особенно усилилось неповиновение командованию, когда ВРК, стачечный комитет и мусульманский комитет обратились к населению всего Астраханского края: «… Все, кому дороги права народа… кто устал жить под угрозой голода… произвола буржуазии и её наймитов, все, кто хочет прекратить ужасную бойню, начатую буржуазией, верхами казачества… должны выйти на улицу и мощным взмахом смести банду народных убийц.
Трудовые казаки, пока не поздно, уходите из стана врагов.
Казаки, потомки свободных казаков, поднимайтесь против своих предателей, офицеров, продавших вас, ваши права и волю. Уже большая часть казаков ушла и по станицам организует отряды для борьбы с войсковым правительством и богачами…»
Призыв был услышан.
Очень своевременна была и помощь Саратовского Совета, который двинул часть своей Красной гвардии и гарнизона к границам Астраханской губернии. Это сковывало казаков верховых станиц, отрезало им путь в Астрахань, если бы они даже решили помочь белоказакам, поставило в затруднительное положение уральских белоказаков, пытавшихся помочь астраханским контрреволюционерам.
Продвижение саратовских красногвардейцев вызвало ещё большую деморализацию в стане контрреволюционеров. Рядовые казаки воочию убеждались, в какую опасную авантюру их втянули.
Командование белыми частями пыталось безжалостно расправляться с «казаками-бунтарями», которые отказывались подчиняться офицерам. Но это имело обратный эффект.
25 января началось решительное наступление борцов за Советскую власть. Охваченные общим порывом, побуждаемые могучими призывами гудков заводов и порта к атаке присоединились почти все рабочие массы города.
Белоказаки спешно отступали под этим мощным натиском на Урал, на Дон.
Советская власть была установлена на одном из важнейших участков юга России. Победа досталась дорогой ценой. Только в революционных войсках погибло 300 человек, 1500 ранено.
Первым председателем губернского исполкома Совета рабочих, солдатских, крестьянских и ловецких депутатов был избран большевик с 1904 г., рабочий И.И. Липатов, принимавший деятельное участие в трёх революциях, членами губисполкома были избраны М.Л. Аристов, Н.Л. Веймарн, А.П. Демидов, А.Е. Трусов.