Работа на флоте - хороший «полигон» для испытания человеческих качеств.Жизнеутверждающий оптимизм, высокое чувство долга и чести, товарищество, мужество и отвага, глубокие знания и профессионализм - главные слагаемые облика советского водника.
Готовились Будущие специалисты для работы на судах, которые нескончаемым потоком поступали из нового судостроения. Это новейшие буксиры - толкачи типа «Зеленодольск» и «Дунайский», «ОТ-800» и «ОТ-2000», танкеры типа «Лось» и «Великий», способные перевозить сырую нефть, бензины и мазуты. Учились курсанты на совесть. На занятиях в аудиториях внимательно слушали и впитывали в себя знания, выписывали на ватманах сложные чертежи двигателей внутреннего сгорания, изображали в разрезах воздушные резервуары, насосы и прочие механизмы и системы, которыми были оснащены суда. Всем премудростям изображения на чертёжном листе детали целого узла или механизма учил молодых ребят мастер своего дела Дедов Сергей Фёдорович. Чуть выше среднего роста, худощавый, всегда в застёгнутом на все пуговицы форменном кителе, он с непринуждённой лёгкостью изображал на чёрной классной доске белым мелом гайки, болты, шестерни, коленвалы, крышки цилиндров и прочие детали машин и механизмов. Это он научил нас читать чертежи и схемы систем, что, в конце концов, неоднократно выручало помощников механиков в практической деятельности по эксплуатации механической части судов.
Учили нас «Теории и устройству судов». Преподавал эту дисциплину интереснейший человек, специалист высшего класса, капитан 2-го ранга, бывший командир эсминца, участник Великой Отечественной войны украинец Томаренко Владимир Иванович. Надо быть великим специалистом, чтобы ответственный раздел теории и устройства судна - «Информация об устойчивости судна», которым он владел великолепно, выписывать наизусть на двух классных досках. Мало того, он сумел вложить в головы курсантов этот великолепный теоретический материал, который с успехом был использован молодыми специалистами, особенно теми, которым повезло работать в проектно-конструкторских институтах или бюро. Были у Владимира Ивановича в силу его украинского происхождения речевые обороты, которые вызывали у курсантов не только усмешки, но порой и откровенный смех. Это, по всей вероятности, случалось в силу молодости и недостаточного образования слушателей. Это сейчас выражение «корпус судна пэрэсэчён попэрэчными балкамы» не вызывает смеха. А в те далёкие годы, годы молодости !? И всё же, несмотря на дефекты произношения, мы, молодые, крепко накрепко усвоили, что такое форштевень и шпангоут, бимс и полубимс, киль и кильсон, что такое крен, дифферент и оверкиль. Много, очень много прекрасных названий связей корпуса судна пришлось освоить, запомнить, впитать в себя, чтобы потом на практике все знания, полученные на занятиях в училище, использовать для того, чтобы в дальнейшем обеспечить безопасность эксплуатации судов.
Но, как говорится, делу время, а потехе час. Молодые организмы требовали отдыха. И он им предоставлялся. Во вновь набранной 4-й роте судомехаников оказалось много талантливых ребят, которые вывели свою роту на первое место по училищу.
Футбол. В роте нашлись 12 человек, которые великолепно играли в футбол. Были нападающие - Саша Круглов (до училища он играл в команде села Зеленги), Саша Николашкин, Лихоманов Володя, Сивов Миша и другие.
Центральный стадион «Пищевик» расположился на удивительно красивом месте - стрелке рек Волги и Прямой Болды. С мыса стрелки можно много часов смотреть на приверх Городского острова, покрытого скудной растительностью, состоящей в основном из плакучих ив, тополей и кустов можжевельника, на зелёный ковёр янтарной травы на фоне жёлтого речного песка, вплоть до уреза реки. Несколько севернее раскинулась нескончаемая акватория Баткачного рейда.
Ещё правее Обливной остров, любимое место отдыха астраханцев, а также место расположения трёх стоянок бударок, казанок, амуров и всяких других плавсредств любителей спортивной рыбалки и охоты.
Солнце, склонившееся к горизонту, бросает косые лучи на изумруд футбольного поля. В центре расположились команда 4-й роты «новобранцев» и 4-й роты «стариков». Главный арбитр проводит традиционные действа - обмен рукопожатиями капитанов команд, жеребьёвка ворот.
Свисток судьи, и футболисты мелкой трусцой разбежались по полю. Первый удар по мячу произвёл капитан команды «стариков» Володя Болдарев. И понеслась игра, как русская тройка. От центра поля к воротам только пыль взрывалась вверх при соприкосновении мяча бутсы и поля с ещё невысохшей на нём травой. И помчались нападающие за мячом, и пытались догнать их нападающие команды противника, и стояли стеной защитники, не позволяя прорваться рвущемуся к воротам противнику, и стояли, согнувшись изготовившиеся к прыжку вратари. И так первые тридцать минут игрового времени. Ввиду того, что команды были не профи, а игра была товарищеской, регламент игры был установлен арбитрами - два тайма по тридцать пять м инут. И всё же на исходе первого тайма нападающий «стариков» Петя Горяинов сумел обыграть защитников молодых и сходу, без подготовки, загнал мяч в сетку ворот. Обидно. Со счётом 0:1 команды разошлись на перерыв.
По всей вероятности, капитанами команд время перерыва было использовано для «внушения» игрокам соответствующих наставлений для дальнейшей результативной игры. Не исключена возможность участия в «воспитательном» процессе командира роты капитана Шевчука. Второй тайм начался с центра поля. Но что случилось с молодыми игроками? Они не стояли на месте, не ждали, когда мяч накатится на них. Точно смазанные скипидаром, они летали по полю, организовывая точные передачи и удары по воротам противника. Дважды над полем звучали возгласы удовлетворения, свист и громкое «ура» в честь команды молодых курсантов 4-й роты Астраханского речного училища.
Вечером того же дня в Ленинской комнате этой роты поселился переходящий приз - радиоприёмник. Ура!