В.И. Ленин в докладе на II Всероссийском съезде политпросветов 17.10.1921 г. указал на три главные врага, стоявшие перед строителями социализма: коммунистическое чванство, взятка, безграмотность. «Пока у нас такое явление в стране, как безграмотность, о политическом просвещении слишком трудно говорить. Это не есть политическая задача, это есть условие, без которого о политике гооврить нельзя. Безграмотный человек стоит вне политики, его надо сначала научить азбуке. Без этого не может быть политики, без этого только слухи, сплетни, … предрассудки, но не политика».
Уже в первые годы Советской власти немало было сделано по преодолению неграмотности. Но особенно широкий размах борьба с этим явлением приняла в годы первой пятилетки, когда совершилась социалистическая реконструкция всего народного хозяйства.
4.10.1929 г. бюро Астраханского окружкома ВКП (б) постановило: добиться за 2 года полной ликвидации неграмотности в Астрахани, в промышленных районах, а также среди батраков, рабочих совхозов, колхозников и допризывников. В 1930 г. обучить 130 тысяч человек, в т.ч. 28 тысяч из национальных меньшинств.
В целях предотвращения рецидива неграмотности профсоюзам предлагалось тем, кто окончил школу малограмотных, вовлекать в массовую общественную работу, в первую очередь рабочих, направлять на курсы, в школы повышенного типа, техникумы.
Ликвидация неграмотности потребовала продвижения газет, журналов, книг в массы. Библиотеки создавались на предприятиях, рыбных промыслах, в сёлах, совхозах, колхозах. Широкое распространение получили библиотеки-передвижки, книгоноши. Активизировали свою работу клубы, красные уголки, музеи, выставки, кино.
Трудящиеся проявляли огромную тягу к просвещению: к приобретению технической грамотности, знакомству с искусством.
Для удовлетворения этой потребности были мобилизованы в Астраханской области 15 тысяч культармейцев: учителя, работники культуры, инженеры с дореволюционной подготовкой. Каждый коммунист и комсомолец был обязан участвовать в этой работе.
Особое внимание уделялось подрастающему поколению.
25.07.1930 г. ЦК ВКП (б) принял постановление «О всеобщем обязательном обучении» - школы появились в каждом селе.
Результаты этой работы были впечатляющими. В 1920 г. грамотных в Астрахани было 53%, в 1932 г. – 93%. В 1926г. среди рыбаков грамотных было 35%, в 1932 г. – 70%. Обучение организовывалось не только в школах, клубах, красных уголках, и на рыбных судах, шаландах в море и на реке.
Серьёзным препятствием в этой работе была нехватка учителей. Первая общегородская конференция комсомола постановила: каждому комсомольцу быть активным участником в борьбе за просвещение, мобилизовать к 01.01.1931г. не менее 100 комсомольцев на курсы по подготовке учителей и в техникум, из них не менее 40 представителей национальных меньшинств.
В Астрахани росло число учебных заведений. Большим событием в годы первой пятилетки было открытие в Астрахани рыбвтуза и педвуза. Непрерывное поступление техники во вновь построенные предприятия, в МТС, МРС, колхозы и совхозы требовало специалистов, способных эту технику эффективно использовать. Во весь рост встала задача подготовки инженерно-технических кадров и квалифицированных рабочих.
Расширилась система школ ФЗУ как основная форма подготовки квалифицированных рабочих кадров из подростков. На предприятиях и новостройках создавались различные курсы и кружки для подготовки кадров массовых профессий.
Техническую пропаганду вело общество «Техмасса». Для координации технической учёбы и распространения знаний среди трудящихся в Астрахани был открыт Дом техники.
Повышался культурный уровень народа, укреплялось его интернациональное единство. В 1932 г. начали работать татарская и казахская советско-партийные школы.
Были открыты калмыцкий и казахский техникумы, калмыцкий педагогический институт. Набор учащихся и студентов из национальных меньшинств в высшие и средние учебные заведения вырос с 693 человек в 1931 г. до 1218 в 1932 г. В Астрахани работал татарский драматический театр, в районах – несколько национальных Домов культуры.
Менялся образ жизни трудящихся. Борьба с неграмотностью, начавшаяся уже в годы Гражданской войны, вылилась в широкий поток культурной революции: было критически переработано и использовано духовное богатство, созданное человечеством в предыдущие эпохи, привлечены к социалистическому строительству специалисты, получившие подготовку в дореволюционное время, подготовлена социалистическая интеллигенция, предоставлена трудящимся возможность не только пользоваться всеми имеющимися духовными богатствами, но и созданы условия непосредственно участвовать в обогащении человечества новыми культурными достижениями.