Замечательные слова Михаила Васильевича Ломоносова были всегда девизом молодого курсанта.
В связи с предстоящей работой на судах по совмещаемым профессиям (капитан-механик, механик-капитан) необычной была и программа подготовки молодых специалистов. Им для изучения предоставили много разнообразных дисциплин как судоводительского, так и судомеханического направления.
Завораживающей была « Лоция внутренних водных путей». Лоция - это раздел науки судовождения, который учит, как пользоваться речными и морскими лоцманскими картами, атласами и другими пособиями, а также руководствами для плавания судов по рекам, озёрам и морям. Даёт возможность получать необходимые сведения для выбора наиболее безопасного пути следования судна. Само слово «лоция» в переводе с голландского языка означает «проводка судна». Без знания общей и специальной лоций нельзя обеспечить безопасную проводку судов и караванов по рекам, особенно с естественными берегами и дном, неизменёнными искусственными воздействиями человека.
Одним из понятий лоции является плёс. Это слово многократно звучало в разговорах с членами команд судов. Стоишь на мостике или просто на палубе теплохода ранним утром. Восход солнышка отражается бликами в зеркале акватории реки. Они нежно ласкают взгляд, а Волга убегает и убегает вдаль за кормой. В душе растет такое умиротворение, такая радость за увиденную красоту, подаренную природой, какой не бывает нигде, кроме как на нашей красавице Волге. Однако глубина теоретического значения этого слова была ещё непонятна.
Изучив учебники Д. К. Земляновского, В.Д.Усова о лоции, осознаёшь, что плёс - это глубоководный участок реки, находящийся между перекатами. Узнаёшь, что такое перекат. Оказывается, это такая форма дна реки, образовавшаяся от наносов песка, гальки, расположенная под углом к берегам. Это сложные участки реки для движения судов ввиду малых глубин на гребне переката, наличия на них свальных течений, то есть течений, которые могут выбросить караван судов или одиночное судно на берег и повредить их. Да мало ли всяких терминов и названий пришлось изучить в умных учебниках о лоции!
Волга красива потому, что она живая. Тысячелетиями вытекает она из недр Валдая, прокладывает свой путь (более чем 2 тыс. км.) к Каспийскому морю. На всём протяжении создаёт она берега пологие, как крышка стола (обычно, левый берег), и яростные крутые, обрывистые (правый берег). Создаёт перекаты и заводи, затонины и прорвы, осерёдки и острова.
Тысячи речников с большим удовлетворением изучали и изучают эти явления природы. Пришла пора досконально изучить науку о реке курсантам группы 232 четвертой роты Астраханского речного училища. Учили, запоминали и использовали на практике, когда буксиром-толкачом типа «Зеленодольск» толкали по уши гружённую мазутом баржу грузоподъёмностью в 12 000 тонн на мелководье от Балахны до Городца. Когда заходили в узкие шлюзы Волго-Балтийского канала на танкерах типа «Волгонефть» длиною в 131,6 метров. Вот тогда мы вспоминали тех, кто с большой настойчивостью, со знанием своего дела, с великим профессионализмом вкладывал в умы мальчиков, только что закончивших школу, великую науку ,название которой лоция.
Хороши пейзажи, которые лицезреешь с капитанского мостика. Но спускаешься в чрево судна и попадаешь в опьяняющую стихию техники. Мощные, по 1000 лошадиных сил, главные двигатели 8НВД48АУ, в два человеческого роста, обеспечивающие движение судна, паровые котлы КВАГ 1,0/ 5,0, обеспечивающие тепло и уют в каютах, рубках, кают-компаниях, ресторанах. Мощные насосы, обеспечивающие погрузку и выгрузку нефтепродуктов. А сколько всевозможных систем электрического оборудования, радионавигационного оборудования, систем управления судном.
Вот эту необъятную армаду техники надо было познать, научиться ею управлять, обеспечивать её безотказную работу. Было у кого учиться. Корифеи своего дела. Начальник судомеханического отделения Телегин Алексей Яковлевич. Когда он объяснял устройство двигателя внутреннего сгорания, то было понятно, что это именно коленчатый вал, что каждый мотыль (колено) расположен под определённым углом и что расположен именно так потому, что он обязан вовремя приблизить поршень к верхней мёртвой точке и, восприняв на себя силу сгоревшего топлива в цилиндре, передать её через систему валопроводов на гребной винт. Только тогда теплоход начнет своё движение и станет выполнять все возложенные на него задачи. А задачи действительно у судна громадные. Вовремя доставить в порт назначения нефтепродукты - этим занимаются танкеры грузоподъёмностью от 150 до 5 000 тонн, а также несамоходные нефтеналивные баржи грузоподъёмностью до 12 000 тонн. Перевести из порта погрузки в порт выгрузки станки и машины, продукты питания и замороженные рыбу, мясо во- время и высшего качества. Большие задачи возлагаются на пассажирский транспортный флот, а также на крылатую флотилию.
В шестидесятые годы прошлого столетия пассажирский транспортный флот стал существенно менять номенклатуру перевозок. Пассажиры пересели на скоростные «Ракеты», «Метеоры», «Зори» и «Лучи», скорость которых составляла 35-60 километров в час. На постоянных линиях Москва - Астрахань, Астрахань- Ленинград, Ростов на Дону - Москва стали курсировать комфортабельные суда «К.А. Тимирязев», «Ленин», «Советский Союз», «Валентина Терешкова» и множество других, которые стали местом отдыха и туризма для миллионов людей Советского Союза. Максимум комфорта на лайнерах - основная задача, которую обеспечивали члены команды механической специальности. Работники ресторана обеспечивали вкусное и калорийное питание. Капитан и штурманы безопасно днём и ночью вели теплоходы в дальние рейсы. Все вместе туристы, члены команды (свободные от несения вахты) организовывали на «зелёных стоянках» соревнования по плаванию, футболу, волейболу и другим видам спорта. Вечерами над теплоходом звенели песни, звучали танцевальные мелодии, в тиши прогулочных террас с нежностью шептались влюблённые.