Продолжение. Начало в №28
Что называют «главной пружиной исторического развития»?
К развитию (прогрессу) человеческого общества диалектическое учение применил Карл Маркс и разработал формационное учение. По Марксу, известно несколько исторических типов общества (общественно-экономических формаций). Каждая общественно-экономическая формация – это ступень прогрессивного развития человечества от первобытнообщинного (первобытного) строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации.
Основу общественно-экономической формации составляет способ производства. История развития общества – это история способов производства, сменяющих друг друга. В истории последовательно сменяли друг друга следующие способы производства: первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.
Способ производства – способ добывания средств к жизни (пищи, одежды, обуви, жилища, топлива, орудий производства и т.д.), необходимых для существования людей и развития общества. Каждый исторически определенный способ производства представляет собой единство соответствующих производительных сил и производственных отношений.
Общественное производство (способ производства) имеет две неразрывно связанные между собой стороны: производительные силы и производственные отношения. В общественной жизни глубинным источником развития является противоречие между производительными силами и производственными отношениями.
Производительные силы – это «орудия производства, при помощи которых производятся материальные блага, люди, приводящие в движение орудия производства и осуществляющие производство материальных благ благодаря известному производственному опыту и навыкам к труду» (Сталин).
Производственные отношения – это отношения людей друг к другу в процессе производства материальных благ, составляющие экономический базис общества. Весь строй общественной жизни, внутренняя структура общества определяются характером производственных отношений. Состояние производственных отношений дает ответ: в чьем владении находятся средства производства.
Маркс и Энгельс открыли закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил – объективный закон общественного развития. Этот закон еще называют главной пружиной исторического развития. Это закон называют всеобщим, потому что он действует на всех этапах человеческой истории. Конечно, в различных исторических условиях этот закон действует далеко не одинаково. На каждом этапе общественного развития он проявляется в особой, специфической форме.
Производительные силы всегда требуют соответствующих их характеру и уровню производственных отношений. Производственные отношения способствуют развитию производительных сил, если они соответствуют характеру последних. Производственные отношения препятствуют этому развитию, тормозят его, если они не соответствуют характеру производительных сил.
Производительные силы являются наиболее подвижным и революционным элементов производства. Поэтому производственные отношения со временем начинают отставать от производительных сил. Формы собственности не меняются каждый день, они сравнительно устойчивы. Так, общественная собственность на средства производства при первобытном строе существовала десятки тысяч лет. Рабовладельческая собственность – несколько тысячелетий, феодальная – более тысячелетия, капиталистическая – несколько столетий.
Производственные отношения не могут слишком долго отставать от роста производительных сил, они должны рано или поздно – прийти с ними в соответствие. Конфликт разрешается заменой старых производственных отношений новыми, соответствующими уровню производительных сил. Новые производственные отношения поначалу создают широкие возможности для роста производительных сил и сами выступают на первых порах в качестве их двигателя. Затем производительные силы вновь перерастают производственные отношения. Снова возникает несоответствие между двумя сторонами способа производства. История совершает новый скачок в своем развитии.
Как проходит смена общественно-экономических формаций?
На авансцене истории в бурном водовороте событий сталкиваются и кипят страсти политических деятелей, монархов, дипломатов, полководцев. Неискушенному наблюдателю может показаться, что они творят историю по своему произволу. Он и не подозревает, что есть глубинные исторические процессы, которые обусловлены действием законов развития и смены способов производства, взаимодействием производительных сил и производственных отношений. Между тем именно эти процессы и составляют основу человеческой истории.
На ранних ступенях человеческой истории (первобытнообщинный строй) уровень производительных сил общества был крайне низок. Дубина, каменный топор, копье, а позднее лук и стрелы – вот основные орудия производства того времени. Люди жили впроголодь, охотились сообща, потому что в одиночку не выжить. Не было излишков, поэтому нечего было присваивать, и соответственно не было никакого смысла в самом рабстве. Эксплуатация была невозможна, так как работник не мог произвести больше продуктов, чем было необходимо для поддержания его жизни. Поэтому, когда в междоусобицах брали пленных, то не для того, чтобы обратить их в рабов. Если чужак не приживался в новом племени, то его съедали. Каннибализм для того времени – обычное явление. Хотя внутри самой родовой общины царили отношения трудового сотрудничества. Производственные отношения соответствовали уровню развития производительных сил. Первобытнообщинный строй иногда называют «примитивным коммунизмом», поскольку он основывался не на изобилии, а на нужде и лишениях.
Когда появились медные орудия, земледелие, домашний скот, человек стал производить больше того, что ему необходимо для выживания. Эти излишки стал присваивать себе рабовладелец. Вместе с разделением труда в обществе появился обмен продуктами. Ведь земледелец нуждается в продуктах скотоводства, а скотовод – в продуктах земледелия. Производственные отношения первобытного строя, замыкавшие людей в рамки общины, рода, перестали соответствовать производительным силам. Прогресс производства обусловил неизбежность гибели этих отношений. В этот период зародилась частная собственность, а вместе с ней экономическое неравенство людей. С появлением прибавочного продукта становится возможной эксплуатация человека человеком. Чтобы удерживать рабов в повиновении, был создан аппарат насилия – рабовладельческое государство. Так возникло рабство.
Однако неутомимый крот истории продолжает свою незаметную работу. Росла культура земледелия, росло мастерство ремесленников, люди научились делать орудия труда из железа. Освобожденные от физического труда ученые, поэты, скульпторы, философы получают возможность посвятить себя духовной деятельности. Так развиваются наука и искусство. Рабовладельческие производственные отношения все больше и больше стесняют производительные силы. Раб не заинтересован в своей работе, он трудится под плетью надсмотрщика, поэтому труд его малоэффективен. Рабство постепенно изживает себя, его заменяют феодальные отношения.
Сначала новые феодальные производственные отношения отвечают уровню производительных сил и открывают некоторый простор их развитию. Ведь у крепостного крестьянина есть материальная заинтересованность в результатах труда: часть урожая идет ему. Поэтому он проявляет больше старания в работе, более эффективно использует орудия труда. Но с течением времени в недрах феодализма растут новые производительные силы. Развиваются города, а вместе с ними ремесленное производство. Товарно-денежные отношения разъедают самую сердцевину феодального строя. Возникает мануфактура. Она вытесняет мастера-ремесленника. Появляются первые машины. Как грибы после дождя, растут заводы и фабрики.
Новая техника порождает потребность в свободных от крепостной зависимости и более культурных работниках. Феодальный строй становится преградой общественному прогрессу. Он уступает место капитализму. Поначалу капиталистические производственные отношения создают широкие возможности для роста производительных сил. Прогресс техники намного превосходит то, что было создано в течение всей предшествующей истории человечества.
Но и капитализм тоже не вечен. Его противоречия проявляются через безработицу, нищету, экономические кризисы, которые периодически сотрясают основы капитала. Современное капиталистическое общество представляет картину острого конфликта между производительными силами и производственными отношениями. Общественный характер производства не может мириться с частной формой капиталистического присвоения. Этот конфликт неизбежно должен разрешиться свержением капитализма и установлением социалистических производственных отношений. Капитализм неизбежно сменяется коммунистическим обществом.
Какова роль классовой борьбы в истории?
В классовом, антагонистическом обществе переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется в результате борьбы между классами, путем революционного ниспровержения господствующих классов.
«До известного периода развитие производительных сил и изменения в области производственных отношений протекают стихийно, независимо от воли людей. Но это только до известного момента – до момента, пока возникшие и развивающиеся производственные силы успеют как следует созреть. После того, как новые производительные силы созрели, существующие производственные отношения и их носители – господствующие классы превращаются в ту «непреодолимую» преграду, которую можно снять с дороги лишь путем сознательной деятельности новых классов, путем насильственных действий этих классов, путем революции» (Сталин).
В этом и состоит исторический смысл революционной борьбы угнетенных классов. Они сметают с пути общественного развития препятствия и завалы, которые возводятся реакционными классами.
«Стихийный процесс развития уступает место сознательной деятельности людей, мирное развитие – насильственному перевороту, эволюция – революции» (Сталин).
«Насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым» (Маркс).
Классовая борьба – движущая сила истории во всех эксплуататорских формациях. В антагонистическом (!) обществе без нее невозможен социальный прогресс.
Класс общественный – «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают» (Ленин). Классы возникли в результате общественного разделения труда и появления частной собственности на средства производства.
Классы существуют лишь там, где разные группы людей по-разному относятся к средствам производства. В рабовладельческом обществе – это рабы и рабовладельцы, в феодальном – помещики-феодалы и крепостные крестьяне, в капиталистическом – капиталисты и рабочие. Классы не вечны. В первобытном обществе, где не было частной собственности, не могло быть и классов. Они появились вместе с возникновением частной собственности и постепенно исчезнут вслед за ее уничтожением.
Только с победой социализма начинается подлинно человеческая история, когда люди, освободившись от гнета капитала, всесторонне развивают свои способности, а производительные силы развиваются небывало ускоренными темпами.
В СССР была построена первая фаза коммунистической общественно-экономической формации и осуществлялся постепенный переход ко второй, высшей ее фазе. После уничтожения эксплуататорских классов вся острота классовой борьбы для советского государства была перенесена на международную арену. Но внутри СССР сохранились враждебные Советской власти и поддерживаемые капиталистическим окружением инертные силы. Классовая борьба вовсе не затухла, а приобрела новые формы.
Возможен ли регресс в развитии общества?
После временного отступления социализма в конце XX века формационный подход Маркса стали критиковать. Как объяснить, что человечество встало на путь регресса? Не противоречит ли это марксистскому учению о неизбежности прогресса и последовательной смене исторических типов общества?
Прогресс – движение вперед, процесс развития, происходящий в форме поступательного движения по восходящей линии, от простого к сложному, от низшего к высшему; совершенствование условий материальной и духовной культуры, улучшение условий жизни.
Регресс – движение назад, упадок, изменение к худшему. Регресс противоположен прогрессу.
Снова обратимся к природе. Биологический регресс – это исчезновение способности организмов приспосабливаться к изменениям условий окружающей среды. Биологическому регрессу подвержены:
– организмы-паразиты;
– животные, ведущие неподвижный образ жизни;
– животные, живущие под землей или в пещерах.
Например, у животных-паразитов (плоские черви) редуцируются органы чувств, упрощаются пищеварительная и нервная системы. Вместо этого у них развиваются различные необходимые приспособления – присоски, прищепки, способствующие удержанию в кишечнике хозяина.
Но если возможен регресс в природе, почему же тогда нельзя допустить при определенных условиях регресс для человечества?
Например, переход от капитализма к коммунистическому обществу – это прогресс, который осуществляется в результате революции.
Революция – коренной переворот в жизни общества, который приводит к низвержению отжившего общественного строя и утверждению нового, прогрессивного строя, передает власть из рук одного (реакционного) класса в руки другого (прогрессивного) класса. Революция является закономерным этапом развития общества. Все революции прошлого приводили только к замене одной формы эксплуатации другой. Цель социалистической революции – окончательное уничтожение всех видов социального гнета, всякой эксплуатации человека человеком, построение коммунизма.
Соответственно, обратный процесс (от социализма к капитализму) будет считаться общественным регрессом. Он осуществляется в результате контрреволюции. Общественная регрессия ведет к обратной смене способа производства (и производственных отношений) и сопровождается разрушением производительных сил (эта закономерность ярко прослеживается на примере капиталистической России, в которой были разрушены тысячи промышленных и аграрных предприятий).
Борьба между старым и новым никогда не утихает, даже на исторической ступени коммунистического общества. Пока существует человеческое общество, будет развитие. При его наличии неизбежны противоречия.
Но в эксплуататорском обществе такие противоречия разрешаются путем социальных революций. Почему? Потому что власть находится в руках реакционного, отживающего класса, который стремится затормозить общественный прогресс.
В коммунистическом обществе противоречия также неизбежны, но они разрешаются без социальных революций, а путем реформ, потому что все преобразования в коммунистическом обществе осуществляются под руководством коммунистической партии.
Пример такого противоречия на фазе социализма – это противоречие между растущими потребностями членов социалистического общества и еще недостаточной материально-технической базой для их удовлетворения.
Задача партии (прежде всего партийного руководства) – понимать и предвидеть противоречия и вовремя их разрешать. Но грубые ошибки (просчеты) в теории и политике могут привести к застою, попятным движениям и даже к реставрации капитализма. Так, к большому сожалению, трагично завершилась история СССР.
Продолжение следует