Как марксизм-ленинизм рассматривает государство?
«Государство возникло на основе раскола общества на враждебные классы, возникло для того, чтобы держать в узде эксплуатируемое большинство в интересах эксплуататорского меньшинства. Орудия власти государства сосредоточились главным образом, в армии, в карательных органах, в разведке, в тюрьмах. Две основные функции характеризуют деятельность государства: внутренняя (главная) – держать эксплуатируемое большинство в узде и внешняя (не главная) – расширять территорию своего, господствующего класса за счет территории других государств, или защищать территорию своего государства от нападений со стороны других государств. Так было дело при рабовладельческом строе и феодализме. Так обстоит дело при капитализме» (Сталин).
Государство – политическая организация общества, орган диктатуры экономически господствующего класса. Государство возникло с разделением общества на классы эксплуататоров и эксплуатируемых. Типы государства: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и социалистическое. Государство сохраняется на период существования классов, затем произойдет его отмирание. Государство сохранится и в период коммунизма, если не будет ликвидировано капиталистическое окружение, если не будет уничтожена опасность военных нападений извне. На смену государству и демократии придет коммунистическое общественное самоуправление. Государство – «есть машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников» (Сталин).
Обращаем ваше внимание на то факт, что любое государство является диктатурой экономически господствующего класса, которая обязательно исключает или ограничивает демократию для класса, против которого она направлена.
Например, сейчас в России, США и Германии и др. капиталистических странах – диктатура буржуазии. В СССР вначале была диктатура пролетариата, на смену ей пришла диктатура рабочего класса.
Развивая теорию марксизма-ленинизма, товарищ Сталин показал, что возможно построение полного коммунистического общества в одной стране в условиях капиталистического окружения. При этих условиях и на высшей фазе коммунизма необходимо сохранить государство. Только когда социализм победит во всех передовых капиталистических странах, государство станет отмирать.
Отмирание государства означает, что исчезает надобность в государственном принуждении, в корне изменятся все общественные отношения. Это означает также, что постепенно исчезнет тот особый слой людей, которые заняты исключительно государственным управлением, так как все граждане будут принимать активное участие в управлении общественными делами.
Но неправильно было бы представлять коммунизм, как царство анархии, где нет никакого управления, определенных норм поведения людей и где каждый будет делать то, что ему заблагорассудится. На самом деле в коммунистическом обществе сложатся единые общепризнанные правила коммунистического общежития, соблюдение которых станет внутренней потребностью и привычкой всех людей. На смену государству придет коммунистическое общественное самоуправление.
Коммунистическое общественное самоуправление – это неполитическая, негосударственная форма управления всеми сферами жизни бесклассового, коммунистического общества. Переход к коммунистическому общественному самоуправлению осуществится не путем ослабления социалистического государства, а путем его всемерного усиления, привлечения поголовно всех граждан к управлению общественными делами.
Как марксизм-ленинизм рассматривает демократию?
В каком бы смысле не употреблялось слово «демократия», оно во всех случаях является одной из политических форм классовой диктатуры, орудием в классовой борьбе. В классовом обществе (!) речь можно вести только о классовой демократии. Ленин отмечал, что не бывает «абсолютной, чистой» демократии для всех классов. Поэтому, когда мы говорим о демократии, надо всегда уточнять: демократия для какого класса?
Демократия (букв. – народовластие) – политический строй, при котором власть принадлежит народу. Демократия всегда носит классовый характер и является не чем иным, как политической формой диктатуры господствующих классов. Типы демократии: рабовладельческая, феодальная, капиталистическая. Новым, исторически высшим типом демократии является пролетарская, социалистическая демократия. Будучи исторически изменяющейся, демократия отомрет при коммунизме с такой же неизбежностью, как и государство. На смену государству и демократии придет коммунистическое общественное самоуправление.
Марксизм-ленинизм рассматривает демократию не как нечто абсолютное, вечное. Демократия возникла с рождением классового общества и развивается под влиянием классовой борьбы. По мере того как меняются классы и их соотношение, изменяется сущность и институты демократии, степень ее применения и роль в классовой борьбе. Рабовладельческая, феодальная и буржуазная демократия – это демократия для эксплуататорских классов. С победой пролетарской революции возник новый, высший тип демократии – социалистическая демократия.
При капитализме демократия всегда остается формальной, ибо эксплуатируемые массы лишены возможности использовать в полной мере провозглашаемые в конституциях права и свободы.
«Не бывает и не может быть при капитализме действительных «свобод» для эксплуатируемых, хотя бы потому, что помещения, типографии, склады бумаги и т.д., необходимые для использования «свобод», являются привилегией эксплуататоров. Не бывает и не может быть при капитализме действительного участия эксплуатируемых масс в управлении страной, хотя бы потому, что при самых демократических порядках в условиях капитализма правительства ставятся не народом, а Ротшильдами и Стиннесами, Рокфеллерами и Морганами» (Сталин).
Несмотря на ограниченный характер буржуазной демократии, коммунистические партии в капиталистических странах вовсе не отказываются от борьбы за расширение политических свобод. Как отмечал В.И. Ленин, политические преобразования в действительно демократическом направлении подготавливают почву для социалистической революции, «приближают ее, расширяют для нее базу, втягивают в социалистическую борьбу новые слои мелкой буржуазии и полупролетарских масс». Борьба за демократию, таким образом, является составной частью борьбы за социализм. Борьба за демократию есть школа, в которой воспитываются сознательность и сплоченность пролетариата, его политическая зрелость. В.И. Ленин указывал, что рабочий класс, не воспитывающийся на борьбе за демократию, неспособен совершить экономический переворот, взять в свои руки государственную власть.
Диктатура пролетариата (высший тип демократии) по сути своей есть власть народа, для народа и в интересах народа. Осуществляя государственное руководство обществом, рабочий класс и его коммунистическая партия привлекают всех трудящихся к управлению государством, создают условия для развития хозяйственной и политической самодеятельности масс в интересах строительства социализма и коммунизма.
В СССР руководящая сила советского общества (Коммунистическая Партия Советского Союза) стремилась открыть более широкий простор народной инициативе и опыту. Наиболее важные вопросы государственной жизни (например, проекты Конституции СССР) выносились на всенародное обсуждение, а также ставились на всенародное голосование. Миллионы советских людей принимали решения по вопросам производства и быта, участвовали в партийных, профсоюзных и комсомольских собраниях, производственных совещаниях, собраниях по месту жительства, заседаниях различных самодеятельных организаций и обществ.
Существуют ли какие-либо ограничения в политических свободах при социализме? Да, они неизбежны. Советская пресса, например, никогда не предоставляла своих страниц для проповеди войны, насилия и моральной распущенности. В СССР была запрещена пропаганда национальной вражды и человеконенавистничества. И это естественно: запрещалось все то, шло во вред народу, во вред социализму.
Совершенствование социалистической демократии должно происходить постоянно (!), но по мере (!) приобретения социалистическим обществом все большей зрелости. Неразумная поспешность в этом вопросе приведет к большой беде.
Будучи исторически изменяющейся, демократия как политическая форма правления отомрет при коммунизме с такой же неизбежностью, как и государство.
Какие «социалистические концепции» являются ложными?
В настоящее время наряду с идеей научного социализма существует немало других ложных «социалистических концепций». Им свойственен эклектизм, то есть отсутствие внутреннего единства, наличие разнородных, плохо согласуемых между собой идей. Включая элементы марксистско-ленинского подхода (требования ликвидации капиталистической эксплуатации, обобществления основных средств производства, кооперирования мелких производителей, распределения по труду, перехода власти в руки трудящихся), они в то же время нередко исходят из отрицания классовой борьбы, проповеди гармонии социальных интересов, попыток сочетать социализм с религией.
Эклектика – беспринципное, механическое соединение разнородных идейных направлений, взглядов, теорий. Эклектикой пользуются оппортунисты.
«Из того факта, что пути социалистического развития той или иной страны либо группы стран отличаются большим своеобразием, нельзя, однако, делать вывод, что в каждой стране создается свой особый, «национальный» социализм. Нет и не может быть в природе социализма русского или китайского, немецкого или польского. Основные черты социалистического строя выражают объективные потребности развития человеческого общества и не могут не быть едиными для всех стран и народов.
По этой же причине социалистические преобразования при всем многообразии форм и методов неизбежно подчиняются общим закономерностям перехода от капитализма к социализму. Они представляют собой не кодекс отвлеченных «правил», а научно установленные и испытанные на практике ориентиры, требующие творческого применения.
Пролетариат, трудящиеся могут выкупить средства производства, а могут взять их без выкупа, могут экспроприировать буржуазию сразу, а могут постепенно. Но при всех условиях средства производства должны быть переданы в общественную собственность, в противном случае нечего и говорить о социализме. Это уже не предмет выбора, а закономерность общественного развития» («Обществоведение. Учебник для выпускного класса средней школы и средних специальных учебных заведений», 1978 год).
Ленин бичевал эклектизм за его расплывчатость, туманность, неконкретность. Именно поэтому оппортунисты и пользуются эклектикой, чтобы смазать все конкретное в революционной борьбе.
Выводы по третьей лекции
Основное содержание современной эпохи – переход от капитализма к социализму и коммунизму. Это величайший исторический перелом в развитии человеческого общества, совершающийся в результате социалистической революции, которая устанавливает диктатуру пролетариата и создает условия для строительства нового общества.
«Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата» (Маркс).
«Экономической основой как социализма, так и коммунизма является общественная (!) собственность на средства производства. При социализме и коммунизме отсутствуют эксплуататорские классы, уничтожена эксплуатация человека человеком, ликвидировано национальное и расовое угнетение» (Краткий философский словарь, 1954 год).
«Научное различие между социализмом и коммунизмом только то, что первое слово означает первую ступень вырастающего из капитализма нового общества, второе слово – более высокую, дальнейшую ступень его» (Ленин).
«Принцип высшей фазы коммунизма – «от каждого по его способностям, каждому по его потребностям». Условиями осуществления этого принципа являются: полное уничтожение всех остатков классовых различий, противоположности между городом и деревней, различия между физическим и умственным трудом, гигантский расцвет производительных сил, при котором «все источники общественного богатства польются полным потоком» (Маркс), превращение труда в первейшую жизненную потребность людей, выполняемую каждым совершенно добровольно (Политический словарь, 1940 год).