Почему коммунисты намереваются упразднить частную собственность на средства производства? Этому вопросу посвящена вторая лекция.
В главной книге всех коммунистов «Манифест коммунистической партии» (Маркс и Энгельс) говорится: «…коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности». В том же источнике сказано, что коммунисты выступают не за отмену собственности вообще, а за отмену конкретно буржуазной (!) частной собственности. «Отличительной чертой коммунизма является не отмена собственности вообще, а отмена буржуазной собственности. Но современная буржуазная частная собственность есть последнее и самое полное выражение такого производства и присвоения продуктов, которое держится на классовых антагонизмах, на эксплуатации одних другими» (Маркс и Энгельс).
Как в истории общества менялся характер собственности?
Характер собственности меняется вместе с общественным строем. При первобытном строе существовала только общая собственность. Люди сообща трудились и сообща же потребляли скудный продукт своего труда. С развитием земледелия и скотоводства, с ростом разделения общественного труда первобытный строй стал разлагаться. Тогда возникла частная собственность, а с ней деление на богатых и бедных, эксплуатация человека человеком. Общество распалось на классы.
При рабовладельческом строе собственностью эксплуататоров были не только средства производства и весь продукт труда, но и сами рабы.
При феодальном (крепостном) строе собственностью эксплуататоров была земля, а крепостные крестьяне были прикреплены к земле и обязаны были нести определенные повинности в пользу помещиков.
При капитализме эксплуатация основана на том, что все богатство общества принадлежит классу капиталистов. Частную собственность капиталистов составляет все то, без чего люди не могут жить и трудиться: орудия и средства производства, а также предметы потребления. Средства производства при капитализме становятся капиталом – средством эксплуатации рабочего класса. Пролетариат лишен средств производства и вынужден вследствие этого продавать свою рабочую силу, идти в кабалу к капиталисту.
Какая форма собственности является основной при капитализме?
Обратите внимание на характерные черты следующих форм собственности.
К личной собственности относят трудовые доходы и сбережения граждан, жилой дом, подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, предметы личного потребления и удобства. Личная собственность не может служить средством эксплуатации. Продукция подсобного домашнего хозяйства производится не на продажу, а для личного потребления. Личная собственность на предметы личного потребления и удобства будет существовать всегда, в том числе в коммунистическом обществе.
Обращаем ваше внимание, что признание личной собственности при социализме не означает, однако, признания ее безграничного роста. В условиях социализма еще возможны злоупотребления личной собственностью в целях извлечения нетрудовых доходов. Поэтому «раздувание» личной собственности при социализме представляет известную опасность, так как может превратиться в тормоз общественного прогресса, поскольку она питает частнособственнические нравы, приводит к мелкобуржуазному перерождению отдельных людей. Вот почему при социализме необходим контроль над мерой потребления.
При полном коммунизме раздувание личной собственности потеряет всякий смысл, поскольку основным источником удовлетворения личных потребностей станут общественные фонды потребления, и каждый будет получать от общества по своим потребностям.
Мелкая частная собственность – это собственность на средства производства мелкой буржуазии (мелких товаропроизводителей). К классу мелких собственников принадлежат крестьяне, кустари, ремесленники, продающие продукты своего труда для удовлетворения насущных потребностей. Таким образом, мелкобуржуазная частная собственность основана на личном труде (здесь нет наемного труда и эксплуатации). Существенное отличие от личной собственности заключается в том, что мелкие собственники производят продукцию на продажу (!).
Мелкие товаропроизводители имеют двойственный характер: с одной стороны, это собственники, что сближает их с остальной буржуазией; с другой стороны, это труженики, что сближает их с рабочим классом. Отсюда возникают колебания мелкой буржуазии между рабочим классом и буржуазией.
Буржуазная частная собственность является основной формой собственности при капитализме, основой буржуазных производственных отношений. Это собственность буржуазии (капиталистов) на основные средства производства (фабрики, заводы, железные дороги и т.д.). Основные средства производства, принадлежащие буржуазии, иначе называются капиталом.
Капитал – это частная собственность капиталистов. Капитал является средством эксплуатации наемных работников в буржуазном обществе. К капиталу относятся все принадлежащие капиталисту богатства (фабрики, заводы, земля, массы товаров, деньги). Капиталом еще называют самовозрастающую стоимость, или стоимость, приносящую прибавочную стоимость.
Капиталисты живут и богатеют за счет эксплуатации трудящихся масс. Условием существования буржуазии является наемный труд рабочих, которые лишены средств производства, и, чтобы не умереть с голоду, вынуждены продавать свою рабочую силу капиталисту и нести на себе ярмо эксплуатации.
Рассмотрим эти формы собственности на конкретном примере. Вы приобрели легковой автомобиль. Если вы купили этот автомобиль для поездок в магазины или на дачу, то этот автомобиль будет являться вашей личной собственностью. Если на принадлежащем вам автомобиле вы работаете таксистом, тогда этот автомобиль является мелкой частной собственностью, а вы сами – мелкий собственник (мелкий буржуа). Но если на принадлежащем вам автомобиле работает таксистом нанятый Вами работник, в этом случае Ваш автомобиль становится буржуазной частной собственность, а Вы сами – капиталистом (эксплуататором).
Какова природа капитала?
В учении Маркса о прибавочной стоимости дано исчерпывающее объяснение эксплуатации наемных рабочих капиталистами.
Капиталистическое производство – это такое производство, при котором рабочая сила становится товаром. Буржуазные идеологи нередко пытаются утверждать, что при найме рабочей силы якобы происходит эквивалентный обмен. Но эта, на первый взгляд, эквивалентная купля-продажа рабочей силы служит лишь внешней маскировкой капиталистической эксплуатации. Покупая этот товар, капиталист возмещает рабочему не весь затрачиваемый им труд, а лишь меньшую его часть, присваивая себе большую.
Рабочая сила – это совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает человек и которые он использует, когда производит материальные блага. В любом обществе рабочая сила является необходимым элементом производства. Но товаром она становится только при капитализме. Рабочая сила – это единственный товар, способный создавать стоимость. Рабочий является владельцем рабочей силы, а капиталист – ее покупателем. Покупая этот товар, капиталист возмещает рабочему не весь затрачиваемый им труд, а лишь меньшую его часть, присваивая себе большую. Рабочий производит гораздо больше стоимости, чем он получает в виде заработной платы. Заработной платой капиталист внешне прикрывает ограбление рабочего, создавая видимость якобы полностью оплаченного труда.
У капиталиста есть капитал, а у рабочего капитала нет. Чтобы не умереть с голоду, рабочий вынужден идти в кабалу к капиталисту, наниматься на завод или на фабрику. Наняв рабочего, капиталист его эксплуатирует: он заставляет его работать, например, 10-12 часов в сутки, а уплачивает за день такую сумму денег, которая соответствует только 5-6 часам работы и даже меньше. «Одну часть рабочего дня рабочий употребляет на то, чтобы покрыть расходы на содержание свое и своей семьи (заработная плата), а другую часть дня рабочий трудится даром, создавая прибавочную стоимость для капиталиста, источник прибыли, источник богатства класса капиталистов. Учение о прибавочной стоимости есть краеугольный камень экономической теории Маркса» (Ленин).
Прибавочная стоимость – это результат неоплаченного труда рабочих, источник обогащения капиталистов. Капиталисты стремятся «выжать» из рабочих как можно больше прибавочной стоимости. Они достигают этого, во-первых, путем удлинения рабочего дня и, во-вторых, путем уменьшения доли оплаченного труда.
Буржуазные идеологи утверждают, что капитал возник первоначально вследствие трудолюбия и других добродетелей его владельцев: бережливые стали капиталистами, а бездельники и расточители превратились в наемных рабочих. Маркс опроверг эту выдумку, рассчитанную на простаков. Капитал возник в результате грабежа, насилия, экспроприации земли у крестьян, ограбления колоний.
Для примера обратимся к реалиям современной России, где «новые русские» за короткий срок сколотили для себя огромные состояния. В 90-е годы прошлого века 500 крупнейших советских предприятий были проданы за 7,2 миллиардов долларов США. Реальная стоимость этих объектов составляла минимум 200 миллиардов долларов.
Но если даже согласиться, что в редких случаях первый капитал имел трудовое происхождение, то это не меняет его сущности, так как по истечении ряда лет весь капитал все равно оказывается замещенным прибавочной стоимостью, то есть результатом эксплуатации, поскольку капиталисты покрывают свои расходы из прибавочной стоимости. Не будь эксплуатации наемных рабочих, которые создают прибавочную стоимость, капиталисты скоро израсходовали бы свой первоначальный капитал и остались бы ни с чем.
Основной экономический закон капитализма: капиталистическое производство организуется не ради удовлетворения потребностей общества, а ради увеличения производства максимальной прибавочной стоимости. Производство прибавочной стоимости осуществляется путем эксплуатации труда наемных рабочих.
Маркс в «Капитале» приводит интересную цитату: «Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».
Получение прибавочной стоимости – главный стимул деятельности капиталиста. Ему по большей части безразлично, что производить: полезные для человека вещи, например, одежду, обувь, мясо, хлеб или орудия, несущие смерть и разрушение. Для капиталиста производство стали, по словам Маркса, – это только предлог для производства прибавочной стоимости.
Отсюда следуют два вывода:
1) весь и всякий капитал есть результат эксплуатации;
2) ни сумма денег, как бы велика она ни была, ни совокупность средств производства – фабрик, заводов, сырья, топлива, машин сами по себе еще не являются капиталом. Они могут стать капиталом лишь при определенных условиях: когда имеется класс капиталистов (владельцев капитала) и класс наемных рабочих, продающих свою рабочую силу как товар. Значит, капитал представляет собой общественное отношение между капиталистами и рабочим, а суть его – эксплуатация труда.
Продолжение следует...