Лекция четвертая. Начало в №42, 44
Какова роль Коммунистической партии?
Руководит революционным процессом на всех этапах передовой отряд пролетариата – Коммунистическая партия. Компартия – это руководящая сила в системе диктатуры пролетариата. «Диктатуры пролетариата невозможна иначе, как через Коммунистическую партию» (Ленин).
Компартия является 1) политическим вождем народа (вооружает его научной теорией и программой); 2) организатором народа (выдвижение зрелых ка№дров руководителей, контроль за советскими, хозяйственными и общественными организациями через партийные органы); 3) воспитателем народа (пропаганда в массах марксистско-ленинского учения, борьба с буржуазной идеологией).
Сталин был сторонником однопартийной системы. «Руководителем в системе диктатуры пролетариата является одна партия, партия пролетариата, партия коммунистов, которая не делит и не может делитьруководство с другими партиями» (Сталин).
Тем не менее, в странах народной демократии (одна из форм диктатуры пролетариата) в Восточной Европе применялась в отдельных случаях многопартийная система (при условии руководящей роли Компартии).
При полной победе коммунизма во всем мире отпадает необходимость в государстве и политических партиях. Но организации, направляющие и регулирующие жизнь общества, останутся и при коммунизме. Перерастание социалистической государственности в коммунистическое общественное самоуправление будет сопровождаться усилением роли общественных организаций, среди которых первое место принадлежит Коммунистической партии.
Отмирание Коммунистической партии произойдет позднее отмирания государства. Партия останется продолжительное время и после полной победы коммунизма, но ее задачи, функции, формы деятельности и организации изменятся.
Можно ли заменить классовую борьбу и социалистическую революцию голосованием при капитализме?
«Только негодяи или дурачки могут думать, что пролетариат сначала должен завоевать большинство при голосованиях, производимых под гнетом буржуазии, под гнетом наемного рабства, а потом должен завоевывать власть. Это верх тупоумия или лицемерия, это — замена классовой борьбы и революции голосованиями при старом строе, при старой власти…
Пролетариат ведет свою классовую борьбу, свергая буржуазию, не дожидаясь при этом никакого предварительного (и буржуазией производимого, под ее гнетом идущего) голосования, причем пролетариат прекрасно знает, что для успеха его революции, для успешного свержения буржуазии безусловно необходимо сочувствие большинства трудящихся (а следовательно, и большинства населения).
Парламентские кретины и современные Луи Бланы «требуют» обязательно голосования и обязательно проводимого буржуазией голосования для определения этого сочувствия большинства трудящихся. Но это взгляд педантов, мертвецов или ловких обманщиков» (Ленин).
Какие задачи перед рабочими
депутатами ставил Ленин?
Вспоминает А.Е. Бадаев (в 1912 году он был избран в IV Государственную думу, стал членом большевистской фракции):
— С точки зрения революционной агитации среди масс думские заседания были использованы нами полностью. Нам иногда казалось, однако, что всего этого недостаточно.
— Ну, хорошо, мы со своей стороны устраиваем демонстрации министрам и черносотенцам, когда они появляются на трибуне,— сказал я в разговоре с Владимиром Ильичем,— но этого мало. Рабочие спросят: какие практические предложения делали вы в Думе, где выработанные вами законы?
Владимир Ильич Ленин, как обычно рассмеявшись, ответил:
— Никаких законов, облегчающих положение рабочих, черносотенная Дума никогда не примет. Задача рабочего депутата — изо дня в день напоминать с думской трибуны черносотенцам, что рабочий класс силен и могуч, что недалек тот день, когда вновь подымется революция, которая сметет всю черную сотню вместе с ее министрами и правительством. Конечно, можно выступать и с поправками к бюджету и даже с каким-либо законом, но все эти выступления должны сводиться к одному: надо клеймить царский строй, показывать весь ужасающий произвол правительства, говорить о бесправии и жесточайшей эксплуатации рабочего класса. Вот это будет действительно то, что должны слышать рабочие от своего депутата.
«Разве история революционного движения не показывает, что парламентская борьба является лишь школой и подспорьем для организации внепарламентской борьбы пролетариата, что основные вопросы рабочего движения при капитализме решаются силой, непосредственной борьбой пролетарских масс, их общей забастовкой, их восстанием?» (Сталин).
Зачем оппортунисты добивались ослабления роли КПСС и развязывания рыночной стихии?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к работе кандидата экономических наук Сергея Калашникова «О работе Ленина «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата»» (1970 год): «Правым оппортунистам всегда была присуща недооценка подлинно революционной, научно обоснованной политики рабочего класса. Под разными предлогами они добиваются ослабления и отказа от руководящей роли Коммунистической партии в руководстве экономикой и отстаивают тезис, что социалистическая экономика должна развиваться без вмешательства государства.
Оппортунизм (приспособленчество, соглашательство) – в рабочем движении приспособление и подчинение интересов пролетариата интересам буржуазии; отказ от классовой борьбы, от социалистической революции и диктатуры пролетариата. Социальной базой оппортунизма является «рабочая аристократия».
Правые оппортунисты допускают уступки буржуазной идеологии и скатываются к реформизму, то есть к соглашательству с буржуазией. «Прикрытое добренькими демократическими и «социал»-демократическими фразами и бессильными пожеланиями лакейство перед буржуазией» (Ленин).
Левые оппортунисты пренебрегают всякой созидательной работой, уповают исключительно на вооруженное насилие. «Мелкобуржуазный революционаризм, грозный, надутый, чванный на словах, пустышка раздробленности, распыленности, безголовости на деле» (Ленин).
Экономическое планирование в общенациональном масштабе оппортунисты хотели бы заменить капиталистическим рыночным механизмом как главным регулятором народнохозяйственного развития. С этой целью они требуют децентрализации экономической жизни, передачи средств производства в коллективную собственность предприятий, «полного отделения предприятий от государства», развязывания рыночной стихии и конкуренции, допущения частного капитала в среднюю и мелкую промышленность, утверждают неизбежность разорения менее конкурентоспособных предприятий и наличия безработицы.
Под флагом «модернизации» и «либерализации» правые в Чехословакии хотели создать «новую модель социализма». Небезызвестный О. Щик — один из лидеров праворевизионистских элементов в КПЧ, активный сторонник перестройки чехословацкой экономики на западный манер — так охарактеризовал эту модель: «Как можно меньше планирования, как можно больше свободы!». Концепцию непланируемого, по существу стихийного развития Шик и компания протащили в практику, что нанесло большой вред чехословацкой экономике. Было расшатано централизованное государственное управление народным хозяйством, роль планирования оказалась сведенной к ничего не значащим рекомендациям. Вследствие этого открылся простор стихийному развитию и анархии, резко упали темпы экономического роста, возникли инфляция, диспропорции в различных отраслях хозяйственной жизни, упала производительность труда» (С. Калашников).
Обратите внимание, что практически по тому же сценарию через двадцать лет был разрушен СССР.
Какой класс в современной России станет «могильщиком буржуазии»?
По данным Росстата, в современной капиталистической России численность квалифицированных рабочих промышленности, строительства, транспорта и рабочих родственных занятий составляет почти 19 миллионов человек. Для сравнения, к концу XIX века в Российской империи на фабриках, заводах, шахтах, рудниках и железных дорогах работало около 3 миллионов пролетариев.
Пролетариат является единственным последовательно революционным классом капиталистического общества. По степени своей классовой сознательности он стоит несравненно выше остальных трудящихся. В силу условий своего труда на крупном производстве пролетариат легко поддается организации и наиболее способен к сознательным сплоченным действиям. Только пролетариат способен выполнить великую всемирно-историческую миссию «могильщика буржуазии» и создателя нового, социалистического общества.
Как показала революционная практика, интеллигенцию (она склонная к колебаниям) сложно организовать и повести на классовую борьбу. Но трудовая интеллигенция обязательно примкнет к рабочему классу. Потенциальным союзником пролетариата в будущей революции также является полупролетарское население города и деревни.
Чтобы пролетариат смог выполнить свою миссию, он должен сознавать свои классовые интересы, развиться политически и организоваться для борьбы с буржуазией. Как эту теорию реализовать на практике? Например, Дзержинский и другие интеллигенты-революционеры осваивали рабочие профессии, чтобы вести агитацию непосредственно на производстве. Они вносили социалистическое сознание в рабочее движение, личным примером направляли пролетариат на путь борьбы за социалистическое переустройство общества.
С ростом классового самосознания пролетариата борьба рабочих отдельных местностей сливается в общенациональную классовую борьбу: от борьбы против отдельных капиталистов рабочие переходят к борьбе против самого капиталистического способа производства. Происходит организация пролетариев в класс, в авангарде которого выступает его передовая часть – пролетарская партия ленинско-сталинского типа.
Неизбежным этапом борьбы пролетариата, решающим средством, при помощи которого он может свергнуть капиталистический строй, является социалистическая революция, в ходе подготовки и проведения которой пролетариат выступает вождем всех трудящихся в их борьбе против эксплуатации. Орудием построения социалистического общества является диктатура пролетариата, устанавливаемая в результате победы социалистической революции.
Выводы по четвертой лекции
Вопрос о диктатуре пролетариата является главным в марксизме-ленинизме и составляет основное содержание пролетарской революции.
Марксистско-ленинская теория учит, что между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного преобразования первого во второе и государство этого переходного периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата.
Руководит революционным процессом на всех этапах передовой отряд пролетариата – Коммунистическая партия. Компартия – это руководящая сила в системе диктатуры пролетариата. «Диктатуры пролетариата невозможна иначе, как через Коммунистическую партию» (Ленин).
Если сущность переходного периода от капитализма к коммунизму одна – диктатура пролетариата, то государственные формы этой диктатуры могут быть самыми разными.
«Ленин всегда подчеркивал, что не из всякой революционной ситуации возникает революция, а лишь в том случае, когда революционный класс, руководимый революционной партией, способен на массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить старое правительство, которое никогда, даже в эпоху кризисов, не «упадет», если его не «уронят». Отсюда вытекает обязанность марксистов-ленинцев при наличии революционной ситуации будить революционное сознание и решимость пролетариата, всячески помогать ему переходить к революционным действиям, использовать кризис для ускорения краха капитализма» («История Всесоюзной коммунистической партии большевиков. Краткий курс»).