Мертвый или живой разницы, жено, нет.
И. Бродский
23.08.2023 г. в авиакатастрофе погиб Евгений Викторович Пригожин, выпускник ленинградской спортшколы-интерната №62 (сейчас колледж Олимпийского резерва), впоследствии зэк, одиозный предприниматель, основатель и хозяин частной военной компании «Вагнер», которая оставила следы своей деятельности на трёх континентах.
Все последние годы он жил в обстановке жёсткой конспирации. Трагедия его смерти превратилась в квест. Уж сколько дней прошло, а мир, несмотря на официальное сообщение о его кончине, гадает: он ли погиб? Ведь однажды уже хоронили. Почему чёрные ящики не сразу доставили следователям? Почему Бразилии отказано в возможности принять участие в расследовании катастрофы Embraer Legacy, на котором летел Пригожин? Самолёт изготовлен в Бразилии. 802 борта этого типа и сейчас курсируют по всему миру. Производителю очень важно знать точную причину аварии. А вдруг что-то в конституции не так?
Вопросов возникает много.
Но, как бы там ни было, кто бы что бы ни предполагал, похороны были объявлены. Журналистов, желающих осветить это событие, Евгений Викторович и после смерти водил за нос так же, как и при жизни.
Вначале не было известно, в каком населённом пункте будет его могила. В Петербурге, в Бахмуте, где-то в ЦАР? Наконец стало известно, что в Петербурге. На каком кладбище? Два дня метались репортёры Серафимовского погоста на Боголюбовское, со Смоленского в Александро-Невскую лавру и т.д. Мчались туда, где, по слухам, машины полиции, Росгвардии, люди с нашивками «Вагнер». Но на одних боевые товарищи посещали могилы своих друзей, на других хоронили рядовых вагнеровцев.
И только в 17:30 29 августа появилось официальное сообщение пресс-службы Пригожина: «Прощание с Евгением Викторовичем Пригожиным состоялось в закрытом формате. Желающие проститься могут посетить Пороховское кладбище».
На подъезде к нему журналисты увидели «привычную картину этого дня». Автобусы и автомобили Росгвардии стояли по периметру забора. Сотрудники ведомства выстроились с интервалом в 10 м. Были здесь и сапёры, и кинологи с собаками. Несколько человек имели противодронные ружья.
Малюсенькое Пороховское кладбище Петербурга у Дороги жизни собрал и дореволюционных чиновников, и героев Великой Отечественной войны, и рабочих порохового завода, и братские могилы умерших в блокаду. Здесь почти нет могил известных людей, но здесь похоронен отец Пригожина, и мать пожелала, чтобы сын покоился рядом с ним.
Евгения Викторовича похоронили тихо, без почестей, положенных Герою России. На месте захоронения флаги России и ЧВК «Вагнер». Могла очень скромная. На ней простой деревянный крест с фотографией в рамке.
На другой стороне креста строки из стихотворения И. Бродского «Натюрморт». Так решила мать.
- Ты мой сын или мой Бог?
Ты прибит к кресту.
Как я пойду домой?
Как ступлю на порог,
Не поняв, не решив:
Ты мой сын или Бог?
Ты есть мёртв или жив?
- Мертвый или живой?
Разницы, жено, нет
Сын или Бог я твой.
Натюрморт в переводе с французского – мёртвая природа. Чтобы стать мёртвым, Евгению Пригожину пришлось упасть с высоты нескольких тысяч метров. Приземлился то ли дьявол, то ли ангел. Вероятнее всего, и то, и другое. С моей точки зрения, дьявольского в нём было больше, чем ангельского. Даже смерть хозяина ЧВК «Вагнер» может принести много бед. Захотят ли его бойцы пойти «под руку» Министерства обороны РФ, которое так круто критиковал их начальник, или начнутся кровавые разборки?
Для тех, кто будет приходить на его могилу с цветами, он не дьявол и не ангел, а сын, муж, отец, борец за справедливость. Недоразумений с выплатой «боевых» в ЧВК «Вагнер» не наблюдалось, в отличии от МО РФ. Им не важно: жив он под каким-то новым псевдонимом или мёртв.
Пусть земля ему будет пухом на Пороховском ли кладбище или в какой-то иной точке нашей планеты.