Я впервые увидела землю,
Обагренную кровью солдат.
Я впервые увидела землю,
Где останки героев лежат.
Бескрайние калмыцкие степи. Полагал фашист, что прокатится по ним, как по асфальту Парижа. Да только споткнулся о русский солдатский сапог у калмыцкого села Хулхута.
...По весне расцветает калмыцкая степь. Покрывается обилием трав, маков и тюльпанов. Только с далекой военной поры заметили люди, что маки и тюльпаны пламенеют еще ярче и терпче пахнет полынь, обагренные кровью одиннадцати тысяч солдат 28-й Армии, сложивших здесь в 1942 году свои головы.
ПО ПУТИ В ХУЛХУТУ
П о инициативе Икрянинского районного отделения КПРФ группа студентов Икрянинского филиала Астраханского технологического техникума побывала на местах боев 28-й Армии. В пути детей сопровождали мастер производственного обучения М.К. Малышев, член обкома КПРФ В.Н. Шульженко, член Икрянинского райкома Компартии А.Е. Балакирев.
По пути до Хулхуты Владимир Николаевич рассказал учащимся о формировании 28-й Армии, впоследствии дошедшей до Берлина. На долю этой Армии выпали тяжелейшие испытания. Несколько раз за свою историю она подвергалась переформированию. В третий раз была создана в начале сентября 1942 года в Сталинградском военном округе. Штаб округа располагался в Астрахани. Поэтому 28-ю Армию считают астраханской.
Когда встала угроза захвата Астрахани и выхода фашистов к Каспийскому морю, на защиту города была брошена 28-й Армия. Бои с противником в основном вела 248 стрелковая дивизия, в которой было много астраханцев.
В составе 105 гвардейского стрелкового полка 34-й гвардейской стрелковой дивизии 28-й Армии находилась москвичка Наташа Качуевская. До войны девушка училась на актерском факультете ГИТИСА. Как многие сверстницы, горя желанием сражаться с врагом, окончила курсы санинструкторов и была направлена на Сталинградский фронт в 28-ю Армию. В окопе, вырытом под медсанбат, Наташа перевязывала раненых. Когда фашисты окружили место, где находились раненые, Наташа подорвала себя и фашистов. Была похоронена на месте гибели.
Наталье Александровне Качуевской присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно.
Есть в калмыцкой степи и еще один памятник — нашему земляку Тетерятникову Григорию Андреевичу. В семье сына и сейчас хранится последнее письмо отца, уезжавшего на фронт, воспоминания сослуживца, указавшего примерное место гибели своего товарища.
В 28-ю Армию был призван и бывший печатник Икрянинской районной типографии Федор Алексеевич Ферафонтов. Был ранен в правую руку. Искалеченная кисть не позволила держать солдата в строю.
Вернувшись в Икряное, Федор Алексеевич вновь устроился на работу в родную типографию. В самый разгар боев под Хулхутой редакция и типография были эвакуированы в Чулпан.
С тех самых пор Федор Алексеевич не расставался с газетой, своим печатным ремеслом. Да что печатным. Он научился нарезать бумагу для газеты, бланочной продукции, заниматься переплетом. Все подшивки «Северо- Каспийской правды» с военных лет до 1985 года сделаны его руками.
Федор Алексеевич умер, встретив 40-ю годовщину Великой Победы. Похоронен в Икряном на Малом бугре.
Будучи курсантом, Владимир Николаевич в составе поискового отряда не раз бывал в этих краях. Молодые парни обратили внимание своего провожатого, воевавшего в 28-й Армии, на невысокие степные холмики. «Это солдатские могилы, - пояснил седовласый мужчина.- Мы рыли их под пулями, наспех, в надежде, что оставшиеся в живых перезахоронят останки товарищей после войны».
«Что мы с ребятами потом и сделали, - сказал притихшим студентам Владимир Николаевич. - А на местах перезахоронений поставили два памятника, сделанные на заводе своими руками».
Подсказывали места захоронения и чабаны, знавшие в степи каждый метр.
По пути следования до Хулхуты Владимир Николаевич знакомил ребят с экономикой республики, ее природой: соляными озерами, ильменями, барханами, растительным и животным миром.
Через час с небольшим граница между Астраханской областью и Калмыкией была пересечена. Мы въехали на территорию Республики.
ЭХО ВОЙНЫ В ЛИЦАХ
У же издали на высоком бугре просматривался грандиозный серый обелиск в виде противотанковой надолбы. У подножия мемориала на специально отведенной площадке - много автобусов, личных автомашин. Люди приехали на ежегодно проводимый митинг, посвященный бойцам и командирам 28-й Армии.
На ступенях лестницы, что ведет к обелиску, застыли в почетном карауле школьники и взрослая молодежь. Развеваются красные флаги: с серпом и молотом и штурмовым флагом 150-й стрелковой ордена Кутузова второй степени Идрицкой стрелковой дивизии. Именно этот флаг, водруженный над рейхстагом, принято официально считать Знаменем Победы.
На фоне многолюдья выделяются курсанты Астраханского суворовского училища, десантники, сотрудники МВД в парадных формах. В руках у детей - портреты фронтовиков. В Бессмертном полку фотографии не только участников войны. Здесь и портреты военнослужащих, погибших в мирное время при исполнении воинского долга.
В центре собравшихся на митинг - ветераны войны, труженики тыла. Среди них Александр Иванович Суров, служивший в 34-й гвардейской стрелковой дивизии. Дивизия считалась сердцем 28 Армии. Она состояла в основном из воинов-добровольцев, пришедших служить по путевкам комсомола.
Журналисты, зная героическую историю Александра Ивановича, пытались взять у него интервью, многие хотели сфотографироваться. Но жена Тамара Сергеевна мягко попросила этого не делать. Супруг сильно болен и каждое воспоминание о прошедшей войне не проходит для него бесследно.
Митинг открыл Т.К Хаглышев - глава администрации Яшкульского районного муниципального образования республики Калмыкия, куда входит населенный пункт Хулхута. «Мы никогда не забывали о подвиге солдат 28-й Армии, ставших железной преградой на пути фашистов к Астрахани. Вся степь вокруг - это огромное поле сражения. То тут, то там можно встретить братские могилы. Потому и сооружен мемориальный комплекс, чтобы не осталось ни одного незахароненного солдата».
Обратился к собравшимся руководитель администрации губернатора Астраханской области К.З. Шантимиров. Выступили на митинге депутат Государственной Думы Российской Федерации О.В. Шеин, руководитель администрации президиума республики Калмыкия И.Б. Шалханов, председатель общественной организации «Союз десантников Калмыкии» О.В. Халгаев.
Долгими аплодисментами наградили собравшиеся выступления участника Великой Отечественной войны Д.С. Хусеева и труженицы тыла Н.Я. Куликовой. На калмыцком и русском языках говорили они. И смысл сводился к одному: нельзя допустить, чтобы повторилась война, надо сделать все, чтобы воспитать молодежь в духе патриотизма, любви к Родине.
Очень эмоционально на военную тематику выступил коллектив Калмыцкого национального драматического театра им. Б. Басангова. Это были песни военных лет, эпизоды из фронтовой жизни, пронзительные стихотворения военных поэтов, обличающие звериный оскал фашизма.
Минутой молчания почтили собравшиеся погибших и умерших солдат 28 Армии. Прозвучали оружейные залпы. И людской поток понес цветы и венки к мемориалу.
Мемориальный комплекс воинам 28-й Армии был сооружен в 1982 году при участии астраханцев. Он находится именно на том месте, где было остановлено продвижение немецких войск в сторону Астрахани (это примерно в 2-х километрах от Хулхуты).
У подножия обелиска - информационный знак: «Славным защитникам Родины от трудящихся Калмыцкой АССР». На самом обелиске надпись на русском и калмыцком языках: «За Отчизну пролитая кровь навеки в памяти священна».
Внутри обелиска по обе стороны сквозного прохода - таблички с наименованиями воинских формирований, участвующих в сражении при Хулхуте.
По правую сторону обелиска - несколько братских могил и место для новых перезахоронений. Останавливаемся у одной из надгробных плит: Зиновьев Иван Яковлевич, 1920-1942, мл. политрук 152 отделения стрелковой бригады. Прибит фашистами к кресту и заживо сожжен.
К надгробию подошел пожилой мужчина: «Мне отец рассказывал об этом. А знаете, что было написано на ременных пряжках фашистских солдат: Готт мит унс! (с нами бог!). Изверги... С именем бога людей уничтожали». Мужчина отошел, не в состоянии сдерживать слезы.
Впереди молодой пары гордо вышагивал при полном солдатском обмундировании с орденом Красной Звезды на груди маленький мальчик. Познакомились: Илья Ермолов, первоклассник из Подольска, приехал сюда с мамой и папой. Здесь воевал дедушка. Он уже умер. Как зовут дедушку? Илюшка растерянно посмотрел на папу с мамой. Малышу еще трудно запомнить сложное имя. Но потом четко повторил: Очиров Дорджи, 28 Армия.
БАРХАНЫ В СТЕПИ
О тведав в ближайшем кафе калмыцкой кухни, возвращаемся в Икряное. Притихшие было ребята вновь оживляются: «А барханы посмотрим?» «Если хотите, посмотрим», - отвечает Владимир Николаевич. И весь автобус хором отвечает: «Хотим».
А впереди не только барханы. Снова на пути памятник. Останавливаемся. «Здесь похоронены 119 бойцов 28-й Армии,- гласит надпись. - Некоторые из них опознаны. Товарищ, если остановишься у памятника, полей высаженные нами деревца».
Подпись поставивших памятник наполовину стерта. Но понять можно: сельский Совет, семья...Значит, кто-то нашел своего фронтовика.
Поливаем деревца. А молодежь побежала покорять барханы - удивительное явление в степи. Это наносные песчаные холмы. При ураганном ветре могут перемещаться. Чистый желтый песок, прогретый солнцем, так и манит в нем покувыркаться. На самом верху холма - смех, суета. Кто-то уже разглядел юркую ящерицу, кто огромную птицу... Но пора возвращаться.
Спрашиваю мнение молодежи о поездке. «Нормально», - отвечает серьезный паренек. И потом, до конца пути сосредоточенно молчит. Угомонились и остальные.
Не думаю, что поездка прошла для молодежи бесследно. Сегодня они беспечны, веселы, какими были их ровесники 75 лет назад. А завтра...