Юрий Болдырев о нелегком выборе в условиях, когда не вполне понятно, «свои» на чьей стороне.
23 февраля, когда пишу эту статью, поздравлял единомышленников с праздником. И найти подходящие слова было нелегко. Потому что, безусловно, надо защищать Родину, всегда есть, что защищать. Но иногда такой праздник — еще и повод задуматься о том, что же на самом деле мы защищаем. И что с этим делать дальше.
Сразу оговорю: признавать ДНР и ЛНР было необходимо, причем, не сегодня, а еще восемь лет назад. Как минимум — четыре года назад, когда единый кандидат в президенты от левых и национально-патриотических сил Павел Грудинин ясно это декларировал. Не потому, что мы против Украины или, тем более, хотели бы отнять у нее какие-то территории. Чужого нам не надо. Не скажу за олигархат, но народу — не нужно точно. Но мы, во-первых…
Во-первых, мы против госпереворота на Украине 2014-го года, инициированного и спровоцированного в значительной степени теми, кто не только объявляет нас своим противником, но фактически на протяжении длительного периода времени ведет себя по отношению к нам как к врагам, как минимум — как к добыче. Почему мы должны уважать и признавать прямых ставленников нашего противника, тем более, захвативших власть незаконным путем? И почему должны не поддерживать тех, кто с этим не согласен и, в случае перехода Украины в стан наших противников, решительно намерен от такой Украины отделиться?
Во-вторых, «не хватай тигра за хвост, а если схватил — не отпускай». И еще: «мы в ответе за тех, кого приручаем». То есть, даже если и, допустим, можно спорить, правильно ли было что-то сделано в 2014-м, в том числе в части поддержки жителей Донбасса после украинского госпереворота, но если людям уже дали надежду, поддержали (хотя на том этапе, к сожалению, явно недостаточно последовательно), то играться их судьбами и бесконечно затягивать неопределенность недопустимо. Тем более что это была кровавая неопределенность.
Повторю, к сожалению, наши власти, кстати, напомню, сами наследники кровавого госпереворота осени 1993-го года, вели себя по отношению к населению Луганской и Донецкой областей непоследовательно. Сначала поманили, затем сами же не поддержали (даже рекомендовали не проводить) референдум об отделении мятежных, не согласных с госпереворотом территорий Украины. Затем, если уж на словах не признаешь режим, пришедший к власти в результате госпереворота, тем более, если это стало основанием для твоего же отказа от гарантирования территориальной целостности соседнего государства, так и не признавай? Но зачем-то официально признали результаты выборов украинского президента, проведенных на волне госпереворота его организаторами и выгодоприобретателями. Зачем?
Минские соглашения наши власти поддержали и во многом сами инициировали, но мирились с их невыполнением и явным публично декларировавшимся намерением никогда не выполнять долгие восемь лет. Кровавых лет. При прежнем правителе Украины — как «президенте войны» — давать российское гражданство жителям отделившихся территорий не торопились. Когда же именно на антивоенной риторике украинцами был избран президент нынешний, руку никоим образом не протянули. Российские ручные госпропагандисты сразу стали его всячески унижать, а власти еще и почти сразу поспешили начать выдавать мятежным украинцам российские паспорта. Что это, если не провоцирование ожесточения конфликта?
Наконец, теперь определились, но не только по конкретному вопросу о признании фактически отделившихся от Украины территорий независимыми государствами, с соответствующей защитой дружественных государств от опасности внешней агрессии, но и сразу с заявкой на … вообще отсутствие права государства Украина на существование. Правильно ли я понял выступление президента России?
И правильно ли я понял, что Украине предъявляется ультиматум: либо она смирится с территориальными потерями, демилитаризуется и поклянется никогда не входить в НАТО, либо…
Либо что? Либо Украина становится анти-Россией — плацдармом для будущего нападения на нас, и мы этого не допустим?
И как определяться в этой ситуации простому гражданину России, если даже на нашем Совете безопасности некоторые, да еще и, есть основания подозревать, наиболее информированные, вдруг стали мямлить и вести себя как троечники, в очередной раз не выучившие урок?
Нелегко самоопределяться, когда, с одной стороны, тебе изо всех утюгов внушают, что мы правы и правы абсолютно и во всем, с другой стороны, как-то так получается, что весь окружающий мир нашу правоту почему-то не признает.
Не весь мир, конечно. Например, Китай по населению сегодня — чуть ли ни пятая часть мира. Но признаемся: не то, что Китай за нас так переживает. Просто в случае конфликта с США не хочет, чтобы мы оказались каплей на весах в пользу США. Помните старую уже шутку: «В будущей войне между США и Китаем США потеряют пятьдесят миллионов русских». Не хотелось бы — ни чтобы США потеряли пятьдесят миллионов русских, но и ни чтобы Китай потерял — все те же пятьдесят миллионов русских…
И еще признаем: исторически и культурно, даже по таким важнейшим признакам, как речь, письменность и религия, мы несопоставимо ближе к Европе и европейской традиции, нежели к Китаю. Но именно исторически и культурно близкий нам окружающий мир — почти весь против нас. Как же так?
Окружающий мир, конечно, неправ, он всегда был против нас. Но потому ли, что мы правы всегда и во всем?
Сто пятьдесят — триста лет назад можно было считать, что это потому, что столкновение цивилизаций: их, католической и протестантской, против нашей — православной. Пятьдесят — сто лет назад было реальное ценностное противостояние: их мир капиталистический против нашего нового, альтернативного, без частной собственности на средства производства.
Но какой ценностный набор, альтернативный нынешнему западному (кроме самой большой в мире территории), несем сейчас в себе мы? Какой не в категориях масштаба, а именно ценностный набор? Ведь мы претендуем на то, чтобы, как минимум, бывшие наши и теперь были бы с нами, а не с ними. Но тогда должны быть весомые основания тянуться именно к нам?
Допустим, за нами — набор традиционных ценностей: семья, нормальные межполовые отношения и т. п. Это существенно, но это ли на самом деле является предметом разногласий с Западом? И, главное, достаточно ли этого, чтобы сделать нас фантастически притягательными для тех, кто в своем выборе между нами и Западом еще определяется? Тем более что не мытьем, так катанием, несмотря на всю издевательскую над Западом телевизионную пропагандистскую риторику, именно эти самые «западные ценности» в самом негативном смысле наша же власть протаскивает везде, где только возможно. Не припомните, какую песню и в чьем исполнении наши, такие «традиционалистские» власти сделали чуть ли ни символом зимней олимпиады в Сочи в недалеком 2014-м году? В исполнении дуэта «Тату» «Нас не догонят!» — это кто и о чем?
И под всеми самыми идиотскими и неприкрыто направленными на торможение развития новых конкурентов климатическими инициативами Запада наши власти подписываются чуть ли ни среди первых. И в предварительное уничтожение своей отечественной, давно созданной и продуманной, системы противодействия эпидемическим угрозам, а затем и в противоположное — в «коронабесие» — вписались как самые старательные ученики…
О социально-экономической политике — не просто послушном, но, буквально, слепом следовании предписаниям именно этого самого столь недружественного нам Запада — и десять, и двадцать, и двадцать пять лет назад говорил и писал неоднократно. И даже сравнительно недавнее по историческим меркам присоединение России к уже, буквально, катафалку ВТО (а главное — вся предшествовавшая подготовка к этому — уничтожение собственной промышленности, и не столько в пресловутые 90-е, сколько уже именно при нынешнем властителе) — это было сделано под диктовку не Запада, а каких-то неизвестных сил марсианских? И об уничтожении трехсотлетней Российской академии наук — грезили, в том числе, публично в наших же СМИ, не американские ли советники? А наши власти с 2013 года с каким энтузиазмом это реализуют! А перевод основных функций и полномочий государственной власти в «услуги» — это тоже не Запад, а марсиане требовали, и это марсианские требования наши нынешние же властители послушно выполнили?
А вот то, в чем западные ценности (развитые, в том числе, и под воздействием примера СССР) остаются сегодня действительно истинными ценностями — стремление к действительному равенству граждан перед законом, относительное равенство в потреблении и уменьшение пропасти между сверхбогатыми и бедными; реальное местное самоуправление и федерализм как механизмы развития на основе конкуренции территорий за жителей; не идеальные, но все-таки реально действующие демократические механизмы обратной связи между гражданами и властью; наконец, защищенные законом и всей правоохранительной и государственно-политической системой права собственности — не как механизм жирования и саморазложения, но как важный инструмент сохранения и преумножения заработанного и, не менее важно, жизненно необходимый инструмент экономического развития — ничто из этого у нас должного развития и защиты всей силой государственной власти не находит. Скорее, наоборот.
Конечно, повторю: свое и своих надо защищать в любом случае.
Но если есть силы защищать свое и своих, то мы должны найти силы и на то, чтобы это самое свое не было отсталым и, более того, стремительно деградирующим? Ведь иначе именно наша отсталость и слабость, в том числе, постоянная игра наших же правителей, скажем мягко, против наших же ворот, и оказывается главной причиной «разногласий» с Западом и, главное, неуважения к нам со стороны еще недавно бывших наших же — кто таких будет уважать и всерьез рассматривать как равных и, тем более, как достойных быть лидерами, ведущими?