Подлинная история
Недавно исполнилось 135 лет со дня рождения нашего земляка Бориса Михайловича Кустодиева. Он был великолепным мастером передачи красочного многообразия живописных уголков русской провинции, городов и сёл на Волге. Его портреты отличаются фотографической точностью деталей. Совсем другую картину мне пришлось увидеть у другого художника. Дело было так.
Как-то был я проездом в Ростове-на-Дону. Прогуливаясь по центральной части этого красивого южного города, увидел вывеску художественного салона. Зашёл. В салоне была персональная выставка местного художника. Ничего необычного в его картинах я не нашёл.
Заканчивая просмотр, обратил внимание на то, что в одной раме не было картины. В красивом массивном обрамлении был только пустой подрамник из фанеры. В центре подрамника выделялись три крупных сучка. Подумал: «Наверное, неплохая была картина, видимо её уже купили. Надо будет спросить, что там было изображено и за сколько купили». С таким вопросом я обратился к дежурному экскурсоводу, женщине бальзаковского возраста, на что та раздражённо ответила:
- Молодой человек! Вы задаёте бестактный вопрос! Вас кто-нибудь учил правилам хорошего тона? Вы вообще разбираетесь в современном искусстве?
- Извините меня, мадам! Мне интересны художники разных направлений. Но, разумеется, мне, как и большинству населения страны, больше нравятся полотна старых мастеров, то есть классические. У меня, в отличие от Вас, нет специального образования в области изобразительных искусств, но карандаш и кисть, хотя бы как маляр, в руках держать умею! Если есть желание, давайте поговорим о модернистском направлении, - парировал я. - Ну, например, о «Чёрном квадрате»! Но сначала прошу Вас ещё раз ответить на мой вопрос: «Что было изображено на той картине, где сейчас пустой подрамник, и почему её сняли»?
Ошарашенная моим деревенским упрямством, экскурсовод уже мирным тоном, успокоила меня:
- Из этой рамы никто картину не вынимал! Подрамник из обычной фанеры и есть сама картина. Вот видите никелированную табличку на раме. Здесь написано название полотна «В душный полдень». А в нижнем правом углу подрамника, то есть картины, стоит авторская подпись. Это супер-модернистское направление. Вот, посмотрите, автор этого произведения использовал минимум средств, или почти никаких, а получилось нечто, что вызывает так много вопросов у любителей живописи! Но он, автор, выбрал именно этот кусок фанеры на подрамник, а не другой! Вот эти три девственных сучка разве не напоминают вам три солнца! Не одно, а целых три! Помните, как у великого Маяковского: «В сто сорок солнц закат пылал. В июль катилось лето. Была жара, жара плыла...», - стала она с пафосом декламировать полностью известное сочинение. Показав рукой на сучки, она подвела итог:
- Три солнца - это, конечно, не сто сорок, но тоже очень много! А сама фактура необработанного листа фанеры светло-жёлтого цвета даёт дополнительное, почти живое ощущение тепла! Всё это вместе - и три сучка, случайно оказавшихся в кучке, и сам тёплый цвет фанеры, дают полное ощущение жары знойного южного лета, душного полдня. Картина так и названа автором - «В душный полдень».
Услышав наш громкий диалог, к этой картине стали подтягиваться все остальные посетители выставки и включились в наш разговор об искусстве.
- Признаться, я первый раз вижу такое произведение!- продолжаю диалог я. - Если это признаётся за искусство, то моя безграмотная деревенская бабушка тоже художник! У неё на кухне доски для разделки разных продуктов, овощей сделаны из простых досок или той же фанеры. Там тоже есть разные сучки и другие изъяны древесины. Кухонные ножи там тоже разные рисунки навыскрёбывали! И если эти разделочные доски вставить в хорошую дорогую раму, то картины будут не хуже, чем у Вашего художника! А названия можно придумать, что в голову взбредёт! Например, если один сучок - «Одиночка», если два сучка рядышком - «Влюблённые».
- Вы совершенно правы!- глядя на меня вклинивается в наш разговор приятной полноты женщина, видимо, домохозяйка. - Я вот вышиваю гладью. Даже вышила «Тройку». Ну, это когда тройка лошадей с кучером на облучке несёт сани с женихом и невестой. Всё это на чёрной ткани. Белыми нитками вышиты звёзды ночного неба. Жёлтый дынный ломтик луны! А снег из-под копыт так и летит, летит!.. Красиво! Почти слышится храп коней и скрип полозьев о снег!.. Родственникам нравится! Да и на районных выставках грамоты давали, правда, без денег. Но ведь меня никто не считает художником. Просто это, говорят, прикладное искусство, т.е. полезное для жизни. А эти сучки, прости Господи! Кому от них прок?.. Мне кажется, барышня, что у Вас настоящую картину украли, а Вы и не заметили! - закончила свою тираду домохозяйка, испытующе глядя прямо в глаза экскурсоводше.
Ошарашенная экскурсовод открывала рот, как рыба в воде, пытаясь что-то возразить, но дар речи покинул её, а в голове крутилось: «Как хорошо у меня начинался день! Посетителей мало! Никто ничего не спрашивал! И надо было появиться этому чёрту, этой деревенщине, со своими вопросами!.. Погоди, а, может и вправду, картину вырезали, пока я чай пила в подсобке! Надо будет посмотреть, нет ли там остатков холста? Ведь эту коллекцию принимала Анастасия, которая сейчас выходная. Вот коллизия! А она придёт только послезавтра!.. И что мне говорить, если ещё такой же умник-правдолюб найдётся?.. В конце рабочего дня посмотрю на подрамник сзади: там- то уж точно будут следы от полотна, если оно было. Не буду же я сейчас, на глазах у всех, снимать картину и смотреть обратную сторону!.. Потерплю»!
В дальнейший разговор любителей изобразительных искусств хозяйка салона уже не вмешивалась. Слово взял интеллигентного вида худощавый мужчина в галстуке, видимо, инженер или преподаватель рисования и черчения в средней школе:
- Эти современные художники совсем охамели! Гнилой кусок фанеры с пороками древесины выдают за выдающееся произведение искусства! Тот же самый «Чёрный квадрат» Казимир Малевич нарисовал хоть своими руками! Изобразил самую простую геометрическую фигуру, используя только художественную (или малярную?) кисть, без помощи линеек и прочего инструментария. Он затрачивал какой-то труд: натягивал холст на подрамник, грунтовал ткань белой краской и не один раз, добиваясь наибольшей белизны. Потом аккуратно наносил контуры квадрата, добиваясь его идеальной правильности. Затем неоднократно, вдоль и поперёк мазал чёрной масляной краской всю поверхность квадрата, добиваясь наибольшего контраста чёрного и белого. Здесь есть какая-то философия! Всего два простых цвета: чёрное и белое! Тьма и свет! И простейшая геометрическая фигура! Квадрат! Чего ещё проще! Это символ вечности что ли! Символ вечной борьбы зла и добра!
Хозяйка салона была в этом живом круге любителей живописи, в разговор по- прежнему не вступала. Но по её побледневшему лицу нельзя было понять, за что она больше переживает: за «Чёрный квадрат», которого, естественно, в её салоне нет и быть не может, или за «Душный полдень», картину, которую возможно похитили за время её кратковременного отсутствия в салоне.
Через некоторое время незапланированная дискуссия в художественном салоне закончилась, и вся публика вышла.
Близился конец рабочего дня. К хозяйке салона наконец вернулся голос и, пробуя его, она произнесла, обращаясь к молчащим картинам:
- Как вы все мне надоели! Особенно этот «Душный полдень»! - сняла эту картину-подрамник со стены и повернула оборотной стороной к себе.
Недавно исполнилось 135 лет со дня рождения нашего земляка Бориса Михайловича Кустодиева. Он был великолепным мастером передачи красочного многообразия живописных уголков русской провинции, городов и сёл на Волге. Его портреты отличаются фотографической точностью деталей. Совсем другую картину мне пришлось увидеть у другого художника. Дело было так.
Как-то был я проездом в Ростове-на-Дону. Прогуливаясь по центральной части этого красивого южного города, увидел вывеску художественного салона. Зашёл. В салоне была персональная выставка местного художника. Ничего необычного в его картинах я не нашёл.
Заканчивая просмотр, обратил внимание на то, что в одной раме не было картины. В красивом массивном обрамлении был только пустой подрамник из фанеры. В центре подрамника выделялись три крупных сучка. Подумал: «Наверное, неплохая была картина, видимо её уже купили. Надо будет спросить, что там было изображено и за сколько купили». С таким вопросом я обратился к дежурному экскурсоводу, женщине бальзаковского возраста, на что та раздражённо ответила:
- Молодой человек! Вы задаёте бестактный вопрос! Вас кто-нибудь учил правилам хорошего тона? Вы вообще разбираетесь в современном искусстве?
- Извините меня, мадам! Мне интересны художники разных направлений. Но, разумеется, мне, как и большинству населения страны, больше нравятся полотна старых мастеров, то есть классические. У меня, в отличие от Вас, нет специального образования в области изобразительных искусств, но карандаш и кисть, хотя бы как маляр, в руках держать умею! Если есть желание, давайте поговорим о модернистском направлении, - парировал я. - Ну, например, о «Чёрном квадрате»! Но сначала прошу Вас ещё раз ответить на мой вопрос: «Что было изображено на той картине, где сейчас пустой подрамник, и почему её сняли»?
Ошарашенная моим деревенским упрямством, экскурсовод уже мирным тоном, успокоила меня:
- Из этой рамы никто картину не вынимал! Подрамник из обычной фанеры и есть сама картина. Вот видите никелированную табличку на раме. Здесь написано название полотна «В душный полдень». А в нижнем правом углу подрамника, то есть картины, стоит авторская подпись. Это супер-модернистское направление. Вот, посмотрите, автор этого произведения использовал минимум средств, или почти никаких, а получилось нечто, что вызывает так много вопросов у любителей живописи! Но он, автор, выбрал именно этот кусок фанеры на подрамник, а не другой! Вот эти три девственных сучка разве не напоминают вам три солнца! Не одно, а целых три! Помните, как у великого Маяковского: «В сто сорок солнц закат пылал. В июль катилось лето. Была жара, жара плыла...», - стала она с пафосом декламировать полностью известное сочинение. Показав рукой на сучки, она подвела итог:
- Три солнца - это, конечно, не сто сорок, но тоже очень много! А сама фактура необработанного листа фанеры светло-жёлтого цвета даёт дополнительное, почти живое ощущение тепла! Всё это вместе - и три сучка, случайно оказавшихся в кучке, и сам тёплый цвет фанеры, дают полное ощущение жары знойного южного лета, душного полдня. Картина так и названа автором - «В душный полдень».
Услышав наш громкий диалог, к этой картине стали подтягиваться все остальные посетители выставки и включились в наш разговор об искусстве.
- Признаться, я первый раз вижу такое произведение!- продолжаю диалог я. - Если это признаётся за искусство, то моя безграмотная деревенская бабушка тоже художник! У неё на кухне доски для разделки разных продуктов, овощей сделаны из простых досок или той же фанеры. Там тоже есть разные сучки и другие изъяны древесины. Кухонные ножи там тоже разные рисунки навыскрёбывали! И если эти разделочные доски вставить в хорошую дорогую раму, то картины будут не хуже, чем у Вашего художника! А названия можно придумать, что в голову взбредёт! Например, если один сучок - «Одиночка», если два сучка рядышком - «Влюблённые».
- Вы совершенно правы!- глядя на меня вклинивается в наш разговор приятной полноты женщина, видимо, домохозяйка. - Я вот вышиваю гладью. Даже вышила «Тройку». Ну, это когда тройка лошадей с кучером на облучке несёт сани с женихом и невестой. Всё это на чёрной ткани. Белыми нитками вышиты звёзды ночного неба. Жёлтый дынный ломтик луны! А снег из-под копыт так и летит, летит!.. Красиво! Почти слышится храп коней и скрип полозьев о снег!.. Родственникам нравится! Да и на районных выставках грамоты давали, правда, без денег. Но ведь меня никто не считает художником. Просто это, говорят, прикладное искусство, т.е. полезное для жизни. А эти сучки, прости Господи! Кому от них прок?.. Мне кажется, барышня, что у Вас настоящую картину украли, а Вы и не заметили! - закончила свою тираду домохозяйка, испытующе глядя прямо в глаза экскурсоводше.
Ошарашенная экскурсовод открывала рот, как рыба в воде, пытаясь что-то возразить, но дар речи покинул её, а в голове крутилось: «Как хорошо у меня начинался день! Посетителей мало! Никто ничего не спрашивал! И надо было появиться этому чёрту, этой деревенщине, со своими вопросами!.. Погоди, а, может и вправду, картину вырезали, пока я чай пила в подсобке! Надо будет посмотреть, нет ли там остатков холста? Ведь эту коллекцию принимала Анастасия, которая сейчас выходная. Вот коллизия! А она придёт только послезавтра!.. И что мне говорить, если ещё такой же умник-правдолюб найдётся?.. В конце рабочего дня посмотрю на подрамник сзади: там- то уж точно будут следы от полотна, если оно было. Не буду же я сейчас, на глазах у всех, снимать картину и смотреть обратную сторону!.. Потерплю»!
В дальнейший разговор любителей изобразительных искусств хозяйка салона уже не вмешивалась. Слово взял интеллигентного вида худощавый мужчина в галстуке, видимо, инженер или преподаватель рисования и черчения в средней школе:
- Эти современные художники совсем охамели! Гнилой кусок фанеры с пороками древесины выдают за выдающееся произведение искусства! Тот же самый «Чёрный квадрат» Казимир Малевич нарисовал хоть своими руками! Изобразил самую простую геометрическую фигуру, используя только художественную (или малярную?) кисть, без помощи линеек и прочего инструментария. Он затрачивал какой-то труд: натягивал холст на подрамник, грунтовал ткань белой краской и не один раз, добиваясь наибольшей белизны. Потом аккуратно наносил контуры квадрата, добиваясь его идеальной правильности. Затем неоднократно, вдоль и поперёк мазал чёрной масляной краской всю поверхность квадрата, добиваясь наибольшего контраста чёрного и белого. Здесь есть какая-то философия! Всего два простых цвета: чёрное и белое! Тьма и свет! И простейшая геометрическая фигура! Квадрат! Чего ещё проще! Это символ вечности что ли! Символ вечной борьбы зла и добра!
Хозяйка салона была в этом живом круге любителей живописи, в разговор по- прежнему не вступала. Но по её побледневшему лицу нельзя было понять, за что она больше переживает: за «Чёрный квадрат», которого, естественно, в её салоне нет и быть не может, или за «Душный полдень», картину, которую возможно похитили за время её кратковременного отсутствия в салоне.
Через некоторое время незапланированная дискуссия в художественном салоне закончилась, и вся публика вышла.
Близился конец рабочего дня. К хозяйке салона наконец вернулся голос и, пробуя его, она произнесла, обращаясь к молчащим картинам:
- Как вы все мне надоели! Особенно этот «Душный полдень»! - сняла эту картину-подрамник со стены и повернула оборотной стороной к себе.