Работа в газовой промышленности «и опасна, и трудна» в любом её подразделении. Потому в Газпроме, компании далеко не бедной, существовало правило: человек, проработавший в Газпроме определённый срок, имел право на дополнительную пенсию. Даже если человек уходил на пенсию не из структур Газпрома, это право за ним сохранялось.
Но Вот «Эффективные собственники» посчитали, что уж слишком щедро они делятся прибылями со своими работниками, и постановили: право на газпромовскую пенсию имеют только те, кто уходит на пенсию из Газпрома. Исключение для тех, кто уволен по сокращению штатов за два года до достижения пенсионного возраста.
А вот теперь о конкретной судьбе белого воротничка.
А.К. Литвинов проработал в структуре Газпрома 13 лет (с 1989 г . по 20 августа 20 02 г .) начальником ремонтно механических мастерских предприятия «Астраханьтрансгаз» ООО «Астраханьгазпром». В 2002 году «эфф ективные собственники» преподнесли работникам ещё один «подарок»: во всех подразделениях ООО «Астраханьгазпром» в соответствии с приказ ом от 2 5 .01.20 02 г . №134 и от 29.03.2002 г. №356 сокращалось 1460 работников. Среди них и начальник РММ Литвинов А.К. Из всех инженерно-технических работников «Астраханьтрансгаза» была сокращена и выведена за штат только его должность.
Интересно. Мастерские остались (как без них), а начальник с та л не нужен. В чем дело?
А дело в том, что в мае 2002 г . группа работников, в том числе и Литвинов, направили гендиректору заявление, в котором сообща ли о грубых нарушениях и злоупотреблениях со стороны начальника автотранспортной службы (АТС) Шамарданова М.М. В результате проверки факты подтвердились. Начальник был привлечён к строгой дисциплинарной ответственности. «Обидчиков» он не забыл и при первом удобном случае решил избавиться от возмутителя спокойствия А.К. Литвинова: сократить его должность. А.К. Литвин соврешил обратиться в суд, чтобы восстановить справедливость.
Представитель начальника АТС в суде А. А . Хомович подтвердил, что « взаимоотношения в коллективе «Астраханьтрансгаз» были действительно сложные, но никто из 34 человек, уволенных по сокращению, не обращался с жалобами на незаконное увольнение».
А вот Литвинов обратился. Как оскорбление воспринял предложенные ему пять должностей, ни одна из которых не соответствовала его квалификаци и. Все они требовал и дополнительного обучения, располагались далеко от его места жительства, характер работ был разъездной.
Незаконное увольнение, гонения, унижение его как специалиста привели к обострению сердечно -сосудистого заболевания. Он более двух месяцев пролежал в больнице. Не встал на его защит у и профсоюз: дал согласие на увольнение А.К. Литвинова в его отсутствие.
Надеялся, что суд поможет ему восстановиться на работе и возместить моральный вред , который ему нанесён. Суд не удовлетворил ег о требования.
И вот после увольнения и болезни несговорчивого работника ему были предложены освободившиеся должности в структурном подразделении ООО «Астраханьгазпром». «Не с целью загладить вину, а с целью оказать ем у помощь в трудоустройстве», - сказал на суде А.А. Хомович. Ну, спасибо, благодетели.
Алексей Кириллович и дальше пытался добиваться справедливости. Во многих инстанциях.
В процессе разбирательства выяснилось следующее.
Согласно положению о предприятии «Астраханьтрансгаз» не является юридическим лицом, не вправе принимать решения о приёме и увольнении работников. Но приказ №376-к от 20.08.2002 г. «О прекращении трудового договора» с Литвином А.К. подписан и.о. директора «Астраханьтрансгаза» Саушиным С.А. Он действовал якобы по доверенности № 139 от 18.04.02 г, подписанной гендиректором «Астраханьгазпрома», который уполномочивал Саушина С.А. совершат ь от имени «Астраханьгазпрома» все юридически значимые действия, в т.ч. и комплектование штатов «Астраханьтрансгаза».
Экспертизой экспертно-криминалистического отделения по обслуживанию Наримановского района установлено следующее: «Запись № 139 от 18 .04.02. г. о выдаче доверенности Саушину С. А. в столбце «Кому вы дана доверенность» на оборотной стороне 31-го листа журнала регистрации доверенностей, выданных в 2001-2003 гг., имела первоначальное содержание «Саушину А.З.» Первоначальное содержание записи был о изменено на «Саушину С.А .» путём внесения дописки «С» после слов а «Саушину» и удаления видимого изображения штрихов буквы «З» и знака препинания – точки путём наслоения вещества штрих-корректора… В записи №139 от 18.0 4.02 о выдаче доверенности Саушину А.З. признаков изменения первоначального содержания не выявлено».
Откуда эти помарки? Высокий Наримановский суд решил: «… исправления в граф е «выдача доверенности под №139» никоим образом не подтверждают факт недействительности доверенности, выданной Сашину С.А., поскольку своевременная регистрация обеих доверенностей не была проведена надлежащим образом, к примеру, в связи с оплошностью… либо в св язи с отсутствием необходимости в регистрации доверенности на имя Саушина А.З. в отличие от доверенности на им я Саушина С.А.»
Зачем же вести такой журнал, в котором можно допускать помарки и исправления?
В итоге и суд ы, и прокуратура признали все претензии А.К. Литвинов а необоснованными.
На работе его не восстановили, в компенсации морального вреда отказали. «Предприятие не может нести ответственность за обострение хронического заболевания», - сказано в одном из ответов. Газпромовская пенсия ему не положена, так как до пенсионного возраста он в структуре Газпрома не доработал, вернее, ему не дали доработать.
В этой частной ис тории суть отношения к пролетарию (человеку наёмного труда), будь он синим или белым во ротничком при капитализме.
Захочет увеличить прибыль хозяин - выставит за ворот а предприятия 1460 человек, изменит правила в свою пользу, лишив прав а на повышенную пенсию сотен рабочих. По смел перечить начальник у – изгой, тебе это обязательно припомнят.
А ес ли беспрекословно выполняешь волю начальства, то и «чехард а» в документе строгой отчётности (журнале регистрации доверенностей) – всего лишь оплошность. Никто не защитит труженика ( даже встроенный в эту систему профсоюз), кроме солидарной борьбы рабочих за свои права.