Почему-то по привычке мы ищем три части одного большого города. Недавно считали, что Итиль находится в Самосделке, сейчас предполагают – у села Бараний Бугор. Но как-то не задумываемся, что хазарский правитель Иосиф указывал о столице из трёх городов! Вот как он описывал свои владения (привожу варианты перевода):
«Ты ещё спрашивал меня о моем местожительстве. Знай, что я живу у этой реки, с помощью всемогущего, и на ней находятся три города. В одном (из них) живёт царица; это город, в котором я родился. Он велик, имеет 50 на 50 фарсахов в длину (и ширину), описывает окружность, расположен в форме круга. Во втором городе живут иудеи, христиане и исмаильтяне и, помимо этих (людей), рабы из всяких народов. Он средней величины, имеет в длину и ширину 8 на 8 фарсахов. В третьем городе живу я (сам), мои князья, рабы и служители и приближенные ко мне виночерпии. Он расположен в форме круга, имеет в длину и ширину 3 на 3 фарсаха. Между этими стенами тянется река. Это моё местопребывание во дни зимы. С месяца Нисана мы выходим из города и идём каждый к своему винограднику и своему полю и к своей (полевой) работе. Каждый из (наших) родов имеет ещё (наследственное) владение (полученное от) своих предков, место, где они располагаются; они отправляются (туда) и располагаются в его пределах…» (перевод П. К. Коковцова с издания «Еврейско-хазарская переписка в X веке. Л. АН СССР. 1932»).
«Ты меня также спрашиваешь о моём местожительстве – знай, что я с помощью Божией живу при вышесказанной реки (Волге), при которой находятся три резиденции (провинции). В одной из них живёт царица мать. Это моя родина, и она велика и заключает в себе 50 квадратных фарсангов, она кругла и кругообразна. Во второй живут: Евреи, Измаильтяне, и она средней величины, 8 квадратных фарсангов. В третьей живу я, мои вельможи, рабы, прислуга, гофшенки и близкие мне особы. Она кругообразна и включает в себя три фарсанга. Между её стенами течёт река. Это моя резиденция в зимнее время. В месяце же Нисан (апрель) выезжаем из этого города, и каждый направляется к своим виноградникам, к своим полям и к своей работе…» (Гаркави А. Сообщения о хазарах. А. Хазарские письма (По рукописям Императорской Публичной библиотеки) И Еврейская библиотека. Историко-литературный сборник / Изд. A. Е. Ландау. – СПб., 1879. – Т. 7. – С. 144–162).
А каждый город – это огромная территория, и царь Иосиф указывает её размеры – в фарсахах. Что такое фарсах?
Фарса́х – ближневосточная мера длины, обычно расстояние, которое проходит караван до очередного отдыха, привала или, как вариант, расстояние, которое можно пройти пешком за час. Различают фарсанг персидский – 5549 м, парасанг древнеегипетский – 6980 м, санг (фарсах) среднеазиатский, а в XIX веке обычно 8 вёрст – 8534,25 м.
Чтобы быть максимально объективными, уменьшим наименьшую цифру до 5 км.
Считаем. В первом переводе (П.К. Коковцова) – один город имеет 50 на 50 фарсахов в длину (и ширину). Умножаем 50 на 5 км. И получаем 250 км в длину и столько же в ширину. Представьте, какой это огромный город даже при наименьшей единице измерения! Назовём его условно Большой город.
Другой город 8 фарсахов на 8, то есть 40 на 40 км. Назовём его Средний город.
И, наконец, Малый город – 3 фарсаха на 3, то есть 15 км на 15 км.
Представляются более правильными данные второго перевода (А. Гаркави), согласно которому Большой город имеет площадь 50 квадратных фарсахов, то есть 250 кв. км. Для сравнения площадь современной Астрахани 208 кв. км. Согласно второму переводу, Средний город будет площадью 8 квадратных фарсахов, то есть 40 кв. км, а Малый город 3 квадратных фарсаха, то есть 15 кв. км.
Где эти три города, составляющие столицу Хазарии, могут находиться на Нижней Волге? Смотрим по карте и сопоставляем данные археологов, историков, топонимику и другие данные (святые места – аулия и т.д.), которые помогают пролить свет. По первому переводу эти цифры указывают практически на всю дельту Волги. Но сделаем скидку на то, что царь мог прихвастнуть и многократно завысить цифры.
Могли ли быть такие большие города? Думается, могли. Во-первых, люди жили не в многоэтажных домах, а это уже значительно расширяет площади. До сих пор жители астраханских сёл имеют дом, огород, летнюю кухню. А раньше были ещё и конюшня, амбар, помещения для домашнего скота и птицы. Наверняка каждый город имел, как бы мы сейчас сказали, дачный пригород. Ведь Иосиф пишет, что весной они выходят каждый к своему полю (саду).
Итак, где мог располагаться Большой город, в котором живёт царица со своими прислужницами, проживают в нём другие народы из других племён, и в котором родился царь?
Осмелюсь предположить, что это территория, начиная от посёлка Атал (около села Яксатово) и на юг в сторону Каспийского моря, ограниченная с запада рекой Кизань, а с востока рекой Болда.
Это самый крупный город. В его северной части (ныне Яксатово и посёлок Атал), имеются аулия (святые места). Особый интерес представляет Кыдыр (Хызыр)-аулья или Абубикер Кара Укар Хызыр-ата Туркестани на бугре Акбараклы-тюбе. Обратите внимание на сходство слов “Хызыр” и “Хазар”. Этот святой считается покровителем странников. По легенде, он обошёл весь мир и мог сразу быть в нескольких местах. Только в крупном торговом городе, перекрёстке торговых путей, мог появиться свой покровитель путников! Вероятнее всего, отправляясь в путь, хазары получали здесь благословение. Кстати, и у православных существует поверье: каждый, кто отправлялся в путь, должен был поклониться кресту на окраине поселения.
Самое интересное в том, что, по утверждению некоторых ученых, Кады́р Каса́р (в разных источниках переводится по-разному) – возможно, первый, исторически засвидетельствованный правитель хазар, в эпоху до возникновения их каганата. Святое место, посвящённое ему, не только святыня, но и уникальный исторический памятник!
Кстати, в Атале до недавнего времени совершался редкостный обряд вызывания дождя, характерный до времён Золотой Орды.
Не Атал, а Итиль?! Само слово Атал звучит похоже на Итиль, Атиль, Эдиль: именно так в хазарские времена называли Волгу и столицу Хазарии. А вот около села Атал есть ещё одно географическое хазарское название – Эрле. На этой же территории масса других древнетюркских названий – Таштюбе («таш» – камень, кирпич, «тюбе» – гора, бугор, холм. Кстати, не там ли брали сырьё для производства кирпича, из которого был сделан единственный в Итиле дворец?), Казлартюбе, Улькольтюбе, Яйловтюбе, Усунтюбе, Акколь (Белый цветок) и др. Здесь большая концентрация исторических топонимов, с какой стати?
В селе Атал живут преимущественно туркмены. Между тем, наёмную гвардию кагана составляли туркмены, так называемые, ларисии. Даже святой Абубикер Кара Укар Хызыр-ата Туркестани, судя по фамилии, является туркменом. О времени первого переселения туркмен в Астраханскую губернию (в село Атал) нет доказанных научных изысканий. Возможно, чаще говорят о второй и третьей волне переселенцев также и в другое село этого же района – Фунтово? Помнится, председатель туркменского общества Шамиль Таганиязов говорил мне, что астраханские туркмены – это предки огузов. И с лёгкостью расшифровывал названия других населённых пунктов Большого города, включая южную точку – Каралат.
Таким образом, топоним Итиль-Атал и странные совпадения невольно наводят на предположение – современный Атал и есть, как бы мы сейчас сказали, райцентр Итиля, как самого большого и главного из трёх составляющих городов столицы Хазарии.
Надеемся, точный ответ дадут углублённые археологические изыскания на территории, прилегающей к селу Атал.
Средний город. Про этот город Иосиф писал так:
«Во втором городе живут иудеи, христиане и исмаильтяне и, помимо этих (людей), рабы из всяких народов. Он средней величины, имеет в длину и ширину 8 на 8 фарсахов…» (П.К. Коковцев).
«Во второй живут: Евреи, Измаильтяне, и она средней величины, 8 квадратных фарсангов. (А. Гаркави).
Предположу границы Среднего города – с запада река Болда, с юга – сёла Бараний Бугор, Семибугры, с севера – окраины села Килинчи. Кстати, похоже на круг.
В настоящее время у сёл Семибугры и Бараний Бугор идут активные археологические раскопки. Именно там археологи обнаружили множество костей животных, керамики, металлические предметы времён Хазарского каганата. Поверх этого слоя прослежена стена из сырцового кирпича.
А жители села Килинчи на совхозных полях находили немало артефактов. По мере продвижения археологических изысканий к килинчинским окрестностям, уверен, будет сделано немало открытий, связанных с хазарским периодом.
Немало находок таит Малый город, который, предположительно, располагался юго-западнее Камызяка. «В третьем городе живу я (сам), мои князья, рабы и служители и приближенные ко мне виночерпии. Он расположен в форме круга, имеет в длину и ширину 3 на 3 фарсаха. Между этими стенами тянется река…», — отмечал царь Иосиф.
«В третьей живу я, мои вельможи, рабы, прислуга, гофшенки и близкие мне особы. Она кругообразна и включает в себя три фарсанга. Между её стенами течёт река. Это моя резиденция в зимнее время…» (А. Гаркави).
Примечательно, что на этой территории есть река с обратным течением под названием Кала. А Кала по-тюркски означает город, то есть река вела в город. Исламские источники считают, что через хазарское царство протекала река с двумя названиями, её вода текла в русле одновременно в двух разных направлениях: с запада на восток и с востока на запад.
Обратное течение Калы наводит на мысль о её искусственном происхождении. Возможно, археологи со временем разгадают тайну этой реки, которая сейчас представляет из себя небольшой ерик.
Первоначально напрашивался вывод, что Самосдельское городище и есть Малый город. Однако учёные заявляют, что это, скорее всего, другой хазарский город – Саксин.
Ясно одно, что территориально столицу Хазарского каганата следует рассматривать гораздо в более широких масштабах, нежели в наших привычных представлениях.
Ещё несколько наблюдений.
Правящий в Хазарии род Ашин.
Недалеко от Самосделки есть географическая точка, которая обозначается на картах – Аршин. Почему назвали Аршином, причём здесь мера измерения? Моё, пусть спорное, мнение – это топоним Ашин, связанный с правящим родом тюрков. По всей видимости, русские составители карты сочли услышанное слово Ашин ошибочным и «ошибку» исправили – переправили на Аршин.
Дело в том, что в Тюркском каганате два правящих рода тюрков Дулу и Ашин воевали между собой за верховную власть. Род Ашин считался правящим.
Тюркский каганат, раздираемый междоусобицами, в конце концов распался на два новых каганата. В Причерноморье и Приазовье в 632-635 годах образовался Великий Булгарский каганат, а в 652 году был создан мощный Хазарский каганат. Напрашивается предположение, что современное географическое обозначение Аршин – есть переиначенное название родового владения или иного памятного места правящего в каганате рода Ашин. Во всяком случае географически такая трактовка объяснима.
Хазарский правитель каган происходил из рода Ашин. В представлении хазарских язычников, тюрков и кочевников, каган был олицетворением божественного могущества, данного ему предками.
Откуда есть пошло государство.
Каганат… В каком виде это слово проникло в русский язык? В татарском языке есть популярное слово «хакэмат», в разных диалектах оно произносится по-разному: «хакумат», «хагумят» и везде означает одно – государство. Никогда не задумывался над его произношением и происхождением. И вдруг обратил внимание, что эти слова родственные. Поскольку хазары и татары восходят своими корнями к тюркам, это слово в разных вариациях сохранилось до сих пор именно как обозначение государства.
Хазарское государство называется царством кагана, чаще – каганатом. На территории России до Рюриковичей было государство мирового класса. Хазарский каганат считался одной из четырёх сверхдержав средних веков. «Это мост от Азии к Европе, от севера к югу, и это абсолютно упущенная часть истории России, которой можно только гордиться», – сказал вице-президент Российского еврейского конгресса, глава Института Ближнего Востока Е. Сатановский.
Топоним «Астрахань» идёт от хазар?
Есть несколько вариантов происхождения слова Астрахань. Наиболее предпочтительным вариантом считается происхождение от сочетания ас+тархан. В Хазарии высшим сословием в государстве были тарханы, то есть родовая аристократия, родственники царственного рода. По-видимому, первая часть ас, аж и др. обозначала тархана, от имени которого ведёт своё происхождение слово Астрахань.
При чём здесь Орлеан?
Хазары оставили после себя много тайн. Некоторые из них можно попытаться открыть через топонимику. Ещё больше тайн у предков этого государства. Например, топоним «Эрле»… Рядом с Аталом это место, где на кладбище покоится святой «аулия».
Топоним «Эрле» путешествует по всему миру. Предки хазар во время Великого переселения народов оставляли следы в виде топонимов. Когда они от Зауралья дошли до Европы, оставили топоним «Орлеан» (слово Эрле за многие века изменялось, но корень оставался тот же). И дошло даже до Америки, когда европейские переселенцы основали Новый Орлеан.
Атильский епископ.
Хазары не мешали распространению христианства, и во второй половине VIII века на их территории образовалась Доросская митрополия, в состав которой входило семь епархий. Епископская кафедра была в столице в г. Итиль и епископы назывались Атильскими (Итильскими).