За последние 25 лет ельцинско-путинский режим практически свёл на нет все достижения советского времени в области образования. В стране насильственно ввели американскую систему обучения, не принимая в расчёт традиции и достижения столетия формировавшейся системы.
Это и платное высшее, и фактически платное до недавнего времени среднее образование (платные учебники, поборы с родителей и т.д.). Это и рейтинги в процессе обучения, и рейтинги оценивания качества работы учебных заведений и учителей/преподавателей. Наконец, это пресловутый ЕГЭ – система, при которой ученики 10-11 классов «натаскиваются» на экзаменационные ответы, вместо того, чтобы получать полноценное качественное обучение по предметам полной средней школы.
Подобная система, когда всеобуч сменяется образованием для зажиточных, весьма характерна для любых обществ, где господствует либерально-капиталистическая идеология. Буржуазному обществу не нужно, чтобы все его граждане были образованными. Достаточно, чтобы элита, правящая или лояльная, получала наилучшее образование и воспитание. Для всех остальных достаточно начального и специального обучения. Правящему классу удовлетворительно, чтобы большинство народа умело только читать и писать, знало навыки счёта. Люди же, занятые в производстве, должны иметь специальные знания, характерные для данного производства, не более того. К этому стремится современное российское образование, к этому призывал генеральный план «Ост», таковым было российское образование 100 лет назад.
Либеральные реформы 60-х гг. XIX в. декларировали увеличение числа начальных, средних и высших школ в России. Однако царизм и буржуазно-дворянские круги не стремились воплощать в жизнь декларации реформаторов Александра II. Более того, наметившийся рост обучающихся в гимназиях был грубо остановлен печально-известным циркуляром о «кухаркиных детях» 1887 г. Вот цитата из этого мерзкого документа: «... гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, ... вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию». «Подлому» люду оставались в лучшем случае церковно-приходские школы и Закон Божий в качестве главного предмета.
Качество образования не уступало идеологии царизма в этой области. К началу прошлого века в России всего 25% учителей-мужчин и 8% учителей-женщин имели специальное педагогическое образование.
Отсюда и итоги развития системы образования в царской России. Для лучшего их понимания приведу один пример и только по Астраханской губернии. По переписи населения 1897 г. в губернии проживало немногим менее миллиона человек. Обучалось детей на момент переписи 37160, что составило 3,7% от общего числа жителей губернии. В эти проценты входят учившиеся в учреждениях духовного и казачьего ведомств, мусульманских медресе и т.п. Таким образом, обучавшихся в школах Министерства народного просвещения насчитывалось чуть более 1% всех жителей региона, и стоит заметить, что в то время никакого демографического спада в России не было, и совсем не редкостью были семьи, имевшие по 10 и более детей. Это значит, что подавляющее большинство астраханских детей были неграмотными.
Цифры, наглядно доказывающие беспомощность царского правительства в области образования. А с неграмотным населением невозможно сколь-нибудь действенно развивать промышленность и вводить новшества в сельском хозяйстве, успешно воевать, наконец. Россия была обречена на отставание и в экономике, и в культуре, и в науке. Страна неизбежно проиграла бы в Первой мировой войне.
Так же плачевно дело выглядело в области подготовки местных кадров педагогов. Первая учительская семинария в Астрахани была образована на рубеже 1913–1914 г., за время её деятельности (до 1917 г.) было подготовлено всего 25 учителей.
Коренным образом положение в образовании изменилось с победой Великой Октябрьской социалистической революции.
Уже с первых дней своего существования советское правительство обратило пристальное внимание на образование. Ровно 100 лет назад (9 ноября 1917 г. по нов. стилю) была образована специальная Государственная комиссия по просвещению, под рук. Луначарского, а ленинским декретом от 26.06.1918 «Об организации дела народного образования в Российской республике» полномочия комиссии были существенно расширены. В это же время (18.06.1918) был создан Наркомпрос. Оба этих органа взяли курс на ликвидацию неграмотности среди населения молодой республики, развитию национального образования. Громоздкая и неэффективная система управления образованием в царское время была заменена стройной и отменно функционировавшей системой по-настоящему народного образования.
В Астраханской губернии в соответствии с ленинскими декретами в 1918 г. был образован комиссариат по народному образованию. Помимо внешкольного, дошкольного и двухстепенного школьного образования открывались мусульманские, калмыцкие сельскохозяйственные школы. За три года деятельности комиссариата в начальных школах обучались все дети младшего школьного возраста!
В 1918 г. начал действовать Астраханский учительский институт, была создана сеть учительских семинарий в районах губернии. Быстро росло число выпускников-учителей, неуклонно повышалось качество обучения.
Реформирование образования привело к тому, что в СССР была создана обязательная двухстепенная система обучения – восьмилетка, третья ступень среднего образования была разноуровневой: общей полной средней, среднеспециальной. Многочисленные профтехучилища давали специальные знания в технических и технологических областях, действовали гуманитарные и специальные ССУзы.
В Астраханской области в 60-80 гг. прошлого века пользовались популярностью у молодёжи знаменитый автодор – автодорожное училище, рыбный техникум, речное и педучилище. Морское училище вообще имело союзное значение! К концу советской эпохи в области функционировало 4 ВУЗа, выпускники которых становились высокими профессионалами в своих областях. Советской молодёжи было где учиться и был выбор в определении будущей профессии. Всю эту мощную систему образования оплачивало государство, по-настоящему заботившееся о будущих профессионалах. Выпускники гарантированно получали работу по специальности, а система распределения насыщала провинции Советского Союза молодыми специалистами. Благодаря заботе советской власти об обучении, страна достигла недосягаемых ныне высот в технологическом, культурном, научном развитии. Блестяще подготовленные кадры профессиональных военных спасли мир от коричневой чумы, сдерживали агрессию империалистического запада.
Сегодня же либеральное правительство Путина взяло курс на подготовку, по словам господ Фурсенко и Ко, квалифицированных пользователей. Стране больше не нужны, по мнению ретроградов от образования, грамотные специалисты. Нужны лишь компетентные менеджеры, причём из среды немногочисленного зажиточного слоя. Ситуация в образовании приближается к дореволюционной.