Государство, построенное Владимиром Лениным, было государством Советов. По замыслу вождя Октябрьской революции, Советы в нём должны быть представлять основу пролетарской власти, её главную силу и мощь.
Недаром появились такие понятия, как страна Советов, советский человек, советский образ жизни.
Не берусь судить, как с этим обстояло дело в России в тот период, когда я ещё не родилась. С чужих слов делать выводы и заключения считаю для себя неприемлемым, хотя многие на это горазды.
Однако мне доподлинно известна роль Советов в жизни страны в 60-70-е годы прошлого века, так как одной из моих телевизионных телепередач была «Советы – власть народная», выходившая в эфир ежемесячно.
В облисполкоме у меня были тесные связи с завотделом Виталием Михайловичем Голубевым, моим ровесником. У него я черпала информацию о работе Советов городского, районного, поселкового и сельского уровней. А темы всякий раз рождались сами по себе, когда я ездила по области.
Мне приходилось вплотную знакомиться с деятельностью Советов городского, районного, поселкового и сельского уровней. Я накопила немалый материал по всем районам, кроме Черноярского.
Еду в Сасыколи. Ночь. Меня встречает машина из Харабалей на железнодорожной станции. Едем по барханам. Сельская гостинца, перегороженная большой печью на мужскую и женскую половину… Сразу засыпаю.
Утром следующего дня до встречи с депутатом и главой Совета иду в магазин, чтобы организовать себе завтрак. На витрине лишь банки емкостью 0,5 л с маринованным чесноком.
При встрече завожу об этом разговор. Мой собеседник разводит руками: «У жителей есть подсобные хозяйства – не голодают. Магазин им нужен для покупки хлеба». А как быть приезжему человеку? В сельской местности магазины торговали не только продовольственным товаром, но и хозяйственными повседневного спроса, чтобы избавить жителей от необходимости ехать за ними в райцентр или в город.
Снабжение торговой точки бесперебойно всем, чем живут люди, контроль за этим процессом лежит на депутатском корпусе, на народных избранниках.
Казалось бы, именно с них и спрос. Но, знакомясь с работой Советов, беседуя с их руководителями в разных местах и в разное время, я убедилась, что советская власть далеко не всегда чувствует себя независимой от других сил. И в первую очередь от КПСС.
КПСС, по крайней мере в провинции, играла роль главенствующей силы. Авторитет первого секретаря райкома КПСС в принятии многих (непартийных) решений был несравним с авторитетом и возможностями председателя райсовета, хотя тот был наделён высокими полномочиями, но, как коммунист, подчинялся райкому и не обладал способностями принудить упирающихся помочь Советам в решении сложных проблем. Для райкома КПСС это было в порядке вещей и труда не составляло, что подтверждало реальную власть.
Встречала председателей райсовета, которые чувствовали себя крайнее неудобно, если так можно выразиться, в деловых отношениях с органами партийной власти в районе. Мне говорили без обиняков: «Обезличивают. Принижают». КПСС слыла приоритетным органом всюду.
Не думаю, что это оговор. Слишком много я слышала жалоб. Причём от серьёзных руководителей Советов.
Никоим образом не умаляя роли КПСС в жизни нашего государства, хочу ещё раз напомнить, что СССР был советским государством и задвигать Советы на второй план не следовало…