К 2015 году ветхое жилье будет ликвидировано» - такое заявление прозвучало от наших властей.
ВЕТХОЕ ЖИЛЬЁ. ПОЖАЛУЙ, это ещё одна визитная карточка города Астрахани, не самая лучшая, но сразу бросающаяся в глаза. Причем, эта особенность встречается по всему городу, а в центральном районе преобладает. Но хуже всего положение у музыкального театра.
Турист рано или поздно приедет посмотреть на это громоздкое сооружение. И что он там увидит? Большой театр с ограждённой территорией: фонтаны, веселые постройки и все вроде здорово, но напротив театра стоит квартал старья и разрухи.
Дома в этом квартале построены ещё в XIX веке и имеют разную историческую ценность. Тут есть и дом попа с уникальной кладкой, и бывшие трактиры, имеющие свой стиль постройки, и дома дворян, украшенные металлической ковкой и даже железными вазами на крыше. Но это прекрасная составляющая. Другая же часть – это обыкновенные деревянные дома, у которых уже просел фундамент, чьи хозяева за редким исключением имеют удобства на улице, где не все подключены к центральной канализации и где многие хозяева пытаются хоть как-то залатать свои дома.
Каждый год этот квартал обещают снести, ставят сроки, говорят, будем переселять. Но старожилы такие слова слышат уже с 1973 года.
В этот квартал не раз заглядывали «черные» риэлторы, которые предлагали продать дом за бесценок. Обычно им давали отказ. После чего дом сгорал. Например, дом по улице Московской № 22. Жильцы дома отказались продавать, позже ночью был пожар, в котором один мужчина так и не проснулся. Сейчас на месте этого дома стоит элитная многоэтажка. Такая же судьба уготовлена и нам.
25 МАРТА В ЛЕНИНСКОМ районе г. Астрахани, приблизительно в 15:30, загорелся дом на Максаковой, который очень мило смотрелся на фоне театра. Приехал пожарный расчет и начал выполнять свою работу. Но так как дом состоял почти полностью из деревяшек, которые загораются лучше спичек, то быстро сгорел. Из-за сильного ветра загорелся дом-близнец, в котором жили три семьи. По той же причине он сгорел быстро.
Эти дома уже горели. Причем не один раз. Но каким-то чудом, скорее из-за того, что у пожарных была вода и приезжала не одна машина и не две, а сразу несколько, дома спасали, и после ремонта жильцы возвращались домой.
Это были последние деревянныедома, которые стояли на ул. Максаковой, остальные уже давно снесли. А что не снесли, то загородили железным забором, который построили во время олимпиады, так сказать, чтобы общий вид не портить. Но весь строительный мусор, в основном деревяшки, оставили.
После того, как второй дом сгорел, ветер стал дальше делать своё грязное дело. Огонь перекинулся через улицу, и стали гореть строительный мусор и ещё один дом на Московской/Кожанова. Тут пожарные потеряли контроль над ситуацией. Вода закончилась, к канализации нет возможности подключиться. Новые расчеты приезжали, но их сил не хватало.
Огонь распространялся дальше. После строительного мусора огонь с помощью ветра перекинулся снова на другую сторону улицы, где его уже ждали люди. Жильцы своими силами пытались защитить свои дома, но в целях безопасности пожарные и полиция огородили этот участок.
Приезжавшие новые расчеты пытались дотушить уже сгоревшие дома, но не хватало сил. Дома горели, как спички.
Людей, приходивших с работы, охватывала паника и дрожь. Они пытались бежать в пылающие дома, забрать свои документы и ценности. Точно такую же работу по эвакуации своих ценностей уже сделали все соседи, которые были дома.
Процедуру эвакуации стали проводить уже на улице Чехова. Пока люди смещались на место эвакуации (детская площадка на пересечении улиц Чехова/Кожанова), загорелся ещё один дом, но уже на улице Чехова. Как, каким образом, неизвестно, но от этого дома остался только камень. Да, он был каменным, но с деревянной крышей. При попытке жильцами потушить крышу, горящие обломки падали вниз на хозпостройки, которые сгорали сразу.
Чтобы исключить дефицит воды, пожарные стали качать воду из Волги, но глядя на эти шланги, которые каждые 5 метров пропускали воду, становилось грустно.
Таким образом, за период 15:30 – 03:00 сгорело 10 домов. 8 домов дотла. Пожарные расчеты и полиция оставались на участке. Несколько раз ночью дома начинали дымить, но их вовремя тушили. Последнее дымление как раз и было в районе 3 часов ночи. Кстати, ночь была холодной. Газ и свет были отключены.
Пострадало 27 семей. Только трем семьям дали квартиры на «Тридцатке», потому что они были муниципальными. Остальные же были частники, и зачастую нам в открытую говорили: вы ничего не получите.
ВЛАСТЬ ВЕДЕТ СЕБЯ ТАК, КАК будто мы не люди. Когда пришли в Администрацию г. Астрахани, охранник в очень грубой форме выпроводил за дверь. Тогда пошли в соседний дом № 4 по ул. Чернышевского, где на приёме нам сказали, что и.о. мэра г. Астрахани Егорова не занимается погорельцами.
То есть город Астрахань не занимается погорельцами в городе Астрахани. Отправили в приемную губернатора на Свердлова, 73.
Зато по телевизору показали, как Ирина Егорова помогла погорельцам, дав им квартиру. Она присутствовала на пожаре: приехала, посмотрела и уехала. Оказать моральную поддержку жителям, помочь на месте, например, вызвав юристов, чтобы составить все нужные акты, оказалось выше ее сил или ниже достоинства.
Теперь всех беспокоят мародеры. Если все привыкли видеть цыган как главных нарушителей спокойствия, то здесь эту роль хорошо сыграла местная пьяная «интеллигенция». Ходя по горелым дворам, они вырывали проводку, срезали газовые трубы, забирали горелую бытовую технику. Цыгане приходили лишь два раза. Спрашивали, можно ли забрать побитый шифер.
Приходил ещё один человек солидной внешности, от которого шел легкий перегар. Начал спрашивать, у кого что пострадало, жильцы в поисках любой помощи все ему рассказали и написали письмо на имя Столяровой(?!). На вопрос: а причем тут она? - он отвечал, что так нужно. Больше он не возвращался. Предположили, что он специально спрашивал, чтобы узнать какие ценности остались или есть, а позже пришел бы сказать, что всем двором нужно прибыть по определенному адресу, и пока никого нет, обчистил бы двор.
У моего соседа ночью пытались взломать дверь и ограбить квартиру. Думали, что дома никого нет. Когда он услышал, что его дверь взламывают, то, не включая свет, подошел к двери, открыл её и сказал: «Доброй ночи, чего хотите?» Два взломщика убежали обратно во тьму.
Подводя черту, хочется сказать, что пожары в данном квартале не такая уж и редкость. Но этот пожар был самым масштабным. Практика показала, что пожарные расчеты не способны ликвидировать такой пожар в кратчайшие сроки и с минимальными потерями. И тут виноваты не сами люди, а именно чиновники, которые позволяют им работать на такой технике. Администрация города не хочет иметь дело с пострадавшими жильцами. И стало ясно, как нужно бороться с архитектурными памятниками. Если нет денег на их реставрацию, то давайте их просто сожжем, тогда восстанавливать будет нечего.