Постановку «Отчаянные тётки» по черной комедии драматурга А. Коровкина осуществил коллектив
Астраханского Театра юного зрителя
Жёсткая сатира на современное российское общество и конкретно на современную провинциальную действительность стала в последнее время проявляться всё чаще и чаще на тюзовских подмостках и занимать всё больше и больше сценического пространства-времени.
И это неудивительно, ведь труппа молодая, энергичная, думающая, абсолютно не скованная условностями прежней формации. В эту молодежную стихию органично влились актеры старшего поколения, которые, как и прежде, молоды душой и не боятся жанровых экспериментов.
По тому, как тепло принимала публика спектакль, становится ясно, как недостает сегодняшнему зрителю актуальных пьес на современную тему.
Довольно посредственная пьеса А. Коровкина, которая как Франкенштейн, «на живую нитку» собрана из сюжетных ходов ранее имевших успех пьес Рея Куни («Номер 13»), Брэндона Томаса («Тётка Чарлея», известная по фильму «Здравствуйте, я ваша тетя») получила одобрение и отклик в зале благодаря набору обозначенных в ней животрепещущих проблем:
Во-первых, это изъятие мэрией дорогих земельных участков в центре города у частных домовладельцев.
У героинь пьесы – бездетных сестер Краузе: Греты (заслуженная актриса РФ Марина Захарова) и Розы (актриса Фирюзя Мартемьянова), ветеранов здравоохранения, живущих на ничтожную пенсию в фамильном гнезде – старинном доме, построенном их предком - переселенцем немецкого происхождения, руководство города пытается «отжать» землю под домом и построить на участке особняк для дочери мэра.
Сёстрам предлагается переехать на окраину города, в однокомнатную квартиру. С целью убедить, а если не получится убедить, то запугать сестёр, к ним направляется чиновник мэрии Бабакин – существо инфернальное, полубесполое, вертлявый бессердечный живчик, к тому же бессмертный, как выяснится впоследствии.
Нечто сухово-кобылинское мерещится здесь! В духе нашего классика – великого драматурга Александра Сухово-Кобылина подобные персонажи – чиновники с демонической сущностью. И никогда бы не поверил я в подлинность существования образа, созданного актером Константином Хахлевым, если бы в изрядном количестве не встречал прототипов Бабакина в структурах власти.
По опыту знаю, что в реальности история с изъятием земли выглядела бы короче и жёстче. Ничтожная компенсация за квадратные метры в зубы, и катитесь, сестры Краузе, на все четыре стороны, хоть на дальневосточный гектар. Переговорщик Бабакин бы не понадобился вовсе! Получите предписание и извольте выполнять!
Но где-то может быть и так, как в пьесе Коровкина, чиновник внешне помягче и поласковей.
Во-вторых, продажный полицейский, оборотень в погонах – участковый Кувыкин.
Образ коррумпированного, жадного и алкоголезависимого участкового убедительно воплотил народный актер РФ Сергей Мартемьянов. Талантливо, ярко, безапелляционно.
Ни одной хорошей черты зритель не увидит в этом отвратительном персонаже. И это несмотря на то, что 100 процентов своего гигантского человеческого обаяния актёр передал своему герою. Хотя можно сказать, что майор храбр и по-своему сообразителен, и, что очень важно, трезво оценивает ситуацию в регионе. А ситуация скверная: пока преступность наглеет, участковый праздно шатается по вверенной ему территории в поисках дармовой выпивки и сексуальных приключений.
В-третьих, мужчина, мечтающий о смене пола. Один из племянников сестёр – Эрик Краузе (актер Кирилл Соболев), сбежавший из мест заключения тюремный обитатель мечтает найти деньги на хирургическую операцию по смене пола (автор и редакция не пропагандируют подобные процедуры).
Скрываясь от преследования, он наряжается в женское платье и очаровывает пьяного участкового эротическими танцами, уместными разве что в специфических клубах для людей с нетрадиционными интересами.
В-четвертых, профессиональный создатель киношлака, другой племянник тетушек Роберт Краузе (актер Артем Семяшев), продюсер провальных кинопроектов, мечтающий женится на дочке сенатора, с целью поправить своё материальное положение и избежать скамьи подсудимых за финансовые аферы на съемочной площадке.
В-пятых: сама дочка сенатора Инга (актриса Виктория Яхтина) – эталонная тупая мажорка с огромным размером бюста «а ля натюрель».
И многое-многое другое, что страшит нас в жизни и смешит до слёз на сцене.
Не буду излагать сюжет комедии, чтобы не лишать удовольствия зрителя, жаждущего интриги.
Скажу лишь, что есть здесь всё, что присуще жанру чёрной комедии: и ограбление, и отравление ядом, и даже оживший труп.
Но в финале не наступит очистительного катарсиса. Обозначенные контуром проблемы так и останутся висеть дамокловым мечом над героями спектакля.
Если вглядеться в перспективу за пределами сценического существования героев, то становится ясно, что дом тётушек всё равно в скором времени снесут, тётушек выселят на окраину. Эрика-трансвестита поймают и водворят на тюремные нары. Продюсер женится на нелюбимой Инге и будет век стонать под её каблуком, опасаясь гнева властного тестя. Участковый выслужится до полковника и на пенсии будет писать детективы.
К неубиваемому кадавру-чиновнику вернётся память, его пассия Снежана будет по-прежнему с ним мила, пока у Бабакина не переведутся денежные знаки и властный ресурс.
Никакие проблемы не решены, недостатки не изжиты, общественные пороки не наказаны.
Таков финал. Безнадежный, пессимистичный!
В таком финале вижу я ущербность комедии Коровкина.
Персонажи с чем пришли на сцену, с тем и ушли с неё. Все без исключения остались при своих первоначальных интересах. Внутреннего движения и духовного роста героев не наблюдалось. Не изменившись внутренне, не найдя человеческого выхода из нечеловеческих ситуаций, покатятся они дальше по бесплодной равнине жизни.
О чём тогда спектакль? О смешной ситуации, произошедшей за стенами изъеденного мышами старинного дома?
Стоит ли того затраченные на постановку энергия и средства? Вряд ли! Хихикать можно и от щекотки. Заставить думать зрителя, вот в чем проблема! Задача посильная, думаю, для коллектива ТЮЗа в дальнейшем обозримом будущем, при условии серьёзной работы над материалом.
Окрыляющая сила искусства, позволяющая жить и переносить мерзости бытия, сталкиваясь с ними ежедневно! Вот, где черпать и не вычерпать мощь – в великих творениях подлинных художников, которые пылающими сердцами освещают благородные пути для многих поколений!
Прочь зубоскальные однодневки из репертуаров государственных театров! Оставьте эти опусы о трансвеститах, мажорах и просто дураках для ТНТ. Театр – храм искусства, а не увеселительный балаган с кассовым аппаратом во главе угла. Хохмы устаревают, а искусство вечно.