У них (астраханских ногайцев) живёт в деревнях потомок Магометов (Сеид),
отличающийся отменной кротостью и зелёной турецкой чалмой.
И.Г. Георги.
«Описание всех народностей, в Российской империи обитающих (XVII век)».
Институт сеидов возник в Золотой Орде с распространением ислама. Ханам принадлежала светская власть, сеидам – духовная. После распада Золотой Орды в Ногайском, Крымском, Казанском ханствах сеиды продолжали играть важную роль в общественной и политической жизни. Сеиды составили особую прослойку населения в мусульманских странах, поскольку своим происхождением восходили к основателю ислама Мухаммеду. Они считались главными выразителями религиозных идей.
На территории Астраханской области похоронен ногайский мусульманский подвижник Сеид-Баба. У его могилы часто можно видеть паломников, обращающихся к умершему с просьбами в надежде на его помощь в решении их проблем, на то, что тот донесёт их мольбы до Аллаха. Правильно ли это? С точки зрения ортодоксального ислама суннитского толка (ногайцы традиционно относят себя к суннитам) неправильно. Суннитам предписывается с почтением относиться к сеидам, как к прямым потомкам пророка Мухаммеда, но быть посредниками между людьми и богом сеиды не могут. Надежды на помощь умершего, многие действия, которые совершаются у могилы, – это отголоски доисламских народных культов.
Личность Сеид-Бабы, обросшая в среде ногайцев-карагашей легендами и домыслами, привлекает внимание и наших современников. Многое о нём может рассказать книга «Шеджере Сеид-Бабы» (оригинальное название «Тарих-Сеид-Заде»), изданная А. Умеровым в 1908 г. в Астрахани. Будучи одновременно относимой и к религиозной литературе, и к родословным («шеджере» в переводе с ногайского – родословная), она представляет интерес как образец печатной книги начала XX века у ногайцев Нижнего Поволжья.
Книга написана на языке тюрки. Он возник ещё в Золотой Орде на базе карлукского и джагатайского языков и дожил до начала XX века. Это универсальный язык, использующийся мусульманскими интеллектуалами, в т.ч. и А. Умеровым, как язык межнационального общения. В тексте много арабо-персидских заимствований и прямых цитат на арабском языке. Для читателей знание этих языков необходимо.
Какие знания мы получим, изучая названый манускрипт?
Верующие познакомятся с родословной Сеид-Бабы, узнают имена его предков от самого пророка Мухаммеда, а также родословную ходжатаевских имамов, начиная с шейха Кутлы-Мухаммеда (Мамбета).
Светским исследователям это произведение поможет углубить знания об истории тюркских народов. Родословные, близкие к фольклорным источникам хранят в себе слои информации, связанные с глубинной этнической памятью, которые невозможно исследовать, не прибегая к ним.
Конечно, сами по себе шеджере (родословные) не могут служить надёжным источником информации в угоду тому или иному лицу, претендующему на тот или иной пост. Выявить подлинность данных, приведённых в шеджере, можно, сличая наличие и сходство имён, упомянутых в шеджере с реальными историческими персонажами; выявляя различные параллели. С этой точки зрения исследование шеджере Сеид-Бабы не завершено и требует более детальных исследований.
Что узнаем, знакомясь с изданием А. Умерова, непосредственно о личности и жизни карагаша Сеид-Бабы?
Он принадлежал к той ветви рода сеидов, которая вошла в состав ногайского народа и составила внутри него род меид алтаяк (к этому же роду принадлежал и ногайский просветитель Абдул-Хамид Джанибеков).
В 17 лет Сеид-Баба ушёл из родного селения в поисках знаний в Миср (Каир, Египет), учился там несколько лет, затем отбыл в Багдад (Ирак), побывал в Туркестане и Индии. Наконец, прибыл в Астрахань, посетил многие места нашего края. Обосновался в ногайском селении Ходжетай, где много лет был наставником для его жителей. Жизнь вёл аскетическую. Умер в 1755 г. На могильном камне Сеид-Бабы выбита тамга (знак) в виде косого креста, что является ещё одним подтверждением его принадлежности к роду алтаяк.
Очень плодотворным было бы исследование взаимодействия рода сеид алтаяк с родом сеид у кубанских ногайцев (ногайцы-карагаши некогда кочевали на Кубани, но впоследствии отделились от Кубанской Орды).
Интересно узнать и о том, имеется ли связь между названием старейшего карагаш-ногайского села Сеитовка (ног. Сеитлер) и родовым объединением сеидов). Не родственники ли караногайцы Сеидбаталовы и карагаш-ногайцы Сеитбаталовы? Для ногайцев характерно объединение родов, когда заключались совместные браки.
Изучение шеджере тюркских народов, в частности ногайских шеджере, с позиций современной науки, при критическом анализе предоставляемых ими сведений позволит восстановить историческую традицию, сложившуюся у самих тюркских народов, более широко взглянуть на их историю.