Предвыборная президентская кампания в самом разгаре. Начиналась она медленно и вяло. Ещё до её официального старта на самом верху в администрации В. Путина создали штаб по её проведению во главе с С.Кириенко. Умные и дальновидные чиновники сразу озаботились решением двух главных задач - тех, что вынесены в заголовок данной статьи. Именно такой должна по итогам 18 марта выглядеть цифирь: таков по идее должен быть процент пришедших на избирательные участки и процент проголосовавших за главного кандидата. Сии установки неофициально были спущены вниз и доведены до кого следует.
Почему именно такие проценты, понятно: чтобы обеспечить полную легитимность и самих выборов, и избранного президента. Чтобы комар носа не подточил. Чтобы внешние и внутренние вороги под сомнение не ставили.
В плане явки риски пока что существуют. Можно вспомнить, что в прошлых выборах в Госдуму, по официальным данным, приняли участие 48 процентов избирателей, а по неофициальным, по мнению ряда экспертов, менее сорока. При этом тогда бойкот был стихийным, а сейчас его желает организовать незарегистрированный кандидат Навальный, который провозгласил «забастовку избирателей». Можно вспомнить выборы мэра Москвы в 2013 году, когда Собянина чуть не отправили во второй тур — подвела именно явка. Сторонники Навального пришли практически все, а из сторонников Собянина — лишь треть.
И всё же. Думается, явка окажется достаточно высокой. Ибо катализатором активности избирателей явился довольно неожиданный ход со стороны КПРФ: выдвижение совместно с блоком левых сил беспартийного директора совхоза имени Ленина Павла Грудинина. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов совершил неординарный поступок и отказался баллотироваться, осознавая свой преклонный возраст и усталость избирателей от собственной персоны.
Если бы не было Грудинина – его надо было бы выдумать! Грудинин сегодня, в первую очередь, это не личность, а идея - левая, социалистическая, в защиту интересов народа, а не капитала.
Основное, что Грудинин пытается довести до сведения россиян, это то, что надо развивать собственную экономику, а не вкладывать деньги в облигации США. Кроме этого надо заставить вернуть деньги из офшоров (прихватизаторы до сих пор выводят деньги из страны, боятся, что когда их власть кончится, все наворованное заставят вернуть). Надо создавать современные рабочие места, чтобы зарплаты по всей стране стали такими же, как у него в совхозе. Нельзя, чтобы только в Москве люди жили, а остальные выживали. Нельзя, чтобы человек, проработав более 50 лет, не мог нормально жить на пенсию, а депутат и чиновник при этом «купался» в деньгах...
Вот что пишет Эдуард Биров, блогер и журналист:
«Впервые за долгие годы с помощью Грудинина вынесена на обсуждение всей страны тема социальной справедливости и национализации элиты и экономики, без чего невозможно дальнейшее развитие России.
Да, программа левых сил выглядит популистски и не выдерживает критики в рамках существующей модели. Но на самом деле это, скорее, манифест, призывающий к социально ориентированной экономике. Многие тезисы в ней давно и активно продвигали сторонники Путина, государственники и все неравнодушные граждане – это и масштабные капиталовложения в производство, науку и образование за счёт внутренних источников, и национализация стратегически важных отраслей промышленности, избавление от долларовой зависимости, сокращение разницы уровня жизни между социальными слоями и регионами, обеспечение продовольственной безопасности, массовое строительство качественного и доступного жилья, контроль над ценами на основные продукты и тарифы ЖКХ и многое другое.
Под тезисами Грудинина (но не предложениями реализации), уверен, готовы подписаться здравомыслящие граждане разных политических убеждений – от православных монархистов до умеренных либералов (тот же «Столыпинский клуб»). Это и есть платформа для национального консенсуса.
И власть в последнее время очевидно его нащупывает. Борьба с бедностью, сокращение разрыва между богатыми и бедными путём более справедливого распределения средств становится одной из главных задач».
Однако у нас «демократичные» СМИ: как им сверху укажут, так и будут работать. Американские СNN - ангелы по сравнению с нашими. После первых же опросов, испугавшись растущей популярности Грудинина, власть на полную мощь врубила административный ресурс. Ни одного кандидата не поливают грязью так, как Грудинина. О Жириновском, Собчак, Титове с Явлинским мгновенно забыли. Логичный вывод - власть всё же встревожилась. Понимают, кто и за кем стоит.
Осознают, что в досье на каждого кандидата проставлен штамп «Команды понимает». Но только у одного - запись от руки: «Хочет изменить Систему!»
И вот ещё чего нельзя не заметить. В соцсетях на граждан, которые пытаются отстаивать свои права и показывать власти, где она не права, стали часто навешивать ярлыки, что они – «пособники Запада». Не за ВВП – значит, «агент Госдепа», «жид», «хохол», «либераст». А то и вообще сразу с мата начинают. Интеллекта 0000.
Получается, что люди хотят добиться объективной обратной связи с искренними пожеланиями произвести работу над ошибками, а в ответ слышат, что они за деньги Госдепа подрывают работу государства.
Еще один момент - начали пугать майданом. Майдан может возникнуть только в одном случае - если Путин, проиграв выборы, не захочет отдавать власть!
Клевета без доказательств, фейки, злословие и прямые грязные оскорбления, стремление выдать ложь за правду, чёрное за белое, мусолить одно и то же, давно уже опровергнутое…. Знакомясь в Сети с такими материалами, понимаешь, кто есть кто. Сегодня эти платные тролли за Путина глотку рвут и гнобят того, на кого им указали пальцем и дали команду «фас». При перемене в стране политической ситуации будут Путину с Медведевым глотки грызть. Патриоты, блин...
Воры и жулики всех мастей, которые наворовали миллиарды и вывезли их за бугор, почувствовав угрозу, наняли троллей, которые и устраивают истерику под вопли «держи вора!».
Пишут, что Грудинина и в США поддержали. Пытаюсь представить дружбу КПРФ и Госдепа - и не получается. Плюс пошли «душить в объятиях» от Гозмана до Макфола — мол, это чуть ли не их кандидат…. Ну-ну: с программными пунктами о разрыве с ВТО и превращении ростовщической банковско-финансовой системы в бесприбыльную инфраструктуру развития национального производства…
Им нужна война в России, вот и поддерживают. Более того, даже санкции пообещают снять. Но войны не будет, не будет и дружбы с Америкой при любой власти.
Даже в «Красной книге» не отыскать сегодня кристально чистого чиновника высокого ранга, руководителя, бизнесмена, кто бы ни воспользовался ситуацией официального ограбления страны в «лихие 90-е», что продолжается в меньшей степени и по сей день. Как в правительстве, так и на местах.
А тот, кто помнит всё, начиная с 1991 года, тот знает, что в те времена, если не стал жить по принципу: с волками жить – по-волчьи выть - то тебя просто уничтожили бы во всех смыслах.
Если участие в выборах скандальной телеведущей Собчак – это карнавал и клоунада, то Грудинин – это успешный «красный директор», умудрившийся сохранить свое предприятие и в лихие 90-е, и в сверхбогатые нулевые, когда, продав подмосковную землю, где расположены земли его совхоза, можно было озолотиться. Пишут, что Россия – это не совхоз имени Ленина. Да. Но Россия – это и не скважина имени господина Сечина!
Возможно, «политологам» и «патриотам» кажется, что, выливая вёдра дерьма на Грудинина, они помогают основному кандидату и выказывают свою верность стране, но это не так.
Во-первых, чем больше в выборах «грязи» и «компромата», тем ниже явка.
Во-вторых, каким бы признанным и успешным лидером ни был Владимир Путин, ему на выборах необходимо достойное окружение. А тут получается, что на пост президента России претендует признанный лидер с толпой клоунов. Это обесценивает и лидера, и сам пост президента крупнейшей страны мира.
В-третьих, со времен Ельцина известно, что русский народ любит обиженных и гонимых. Неуемность и повсеместность критики Грудинина может привести к обратному результату.
Сколько лет уже слышны одни и те же призывы: надо менять либеральное правительство, надо унимать государственных чиновников с их непомерными зарплатами, премиями и парашютами, надо заставить олигархов работать не только на свой карман, но и на Россию, и так далее и тому подобное. А воз и ныне там.
18 лет мы не знаем, куда идем и какое общество строим. На протяжении этих лет мы наблюдаем ежегодный рост цен, рост тарифов ЖКХ, которые уже давно получили статус «зверских». Обещание Путина создать 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест осталось обещанием. Наше здравоохранение уже со смехом называют «здравохоронением», из образования удалили воспитательный процесс, а вся экономика находится в том месте, где стринги располагаются. Особенно приводит в восторг уровень инфляции, который составляет якобы чуть более трех процентов (по крайней мере, пенсию проиндексировали на 3,4 %). Но если бутылка молока в начале года стоила 60 руб., а сейчас - 75 руб., то даже людям с плохим образованием понятно, какая инфляция на самом деле.
Согласно недавней оценке главы ВЦИОМ Валерия Федорова, у двух третей россиян сегодня в приоритете стабильность и лишь одна четверть требует перемен, но отнюдь не в либеральную сторону: больше государства в экономике, меньше капитализма, меньше сближения с Западом. То есть возвращения к советской модели.
Кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов в беседе с журналистом утверждает:
- По нашим данным, доля тех, кто на вопрос, «стабильность или перемены», выбирает перемены, выросла за эти полгода с 41 до 51 процента. На 10 пунктов. Это огромная цифра для социологических исследований. Но зафиксировали её, в том числе и ВЦИОМ, хотя у них и несколько иные цифры.
- И, несмотря на это, Вы говорите о «железобетонно-стабильной» предвыборной ситуации. Нет здесь противоречия?
- Противоречия нет, потому что запрос на политические перемены, на более свободную, конкурентную политическую систему по-прежнему очень невелик - на уровне 10–12 процентов. В этом я с Федоровым согласен. Остальные желающие перемен считают, что изменений можно добиться в рамках нынешней политической системы. Что-то подкрутить, подвинтить, кого-то посадить, кого-то напугать - и всё пойдет как по маслу. Люди не готовы ничего делать сами, они лишь апеллируют к власти.
Это запрос на патерналистское государство, государство, которое бы начало обо всех заботиться. Тем не менее власть удовлетворить его не в состоянии.
С другой стороны, в отличие от 2011 года процессы, начавшиеся в обществе, хоть пока и более слабо выраженные, носят необратимый характер. Запрос на перемены будет только расширяться, к нему будут подключаться и уже подключаются новые поколения россиян. Собственно, вся история России — это история движения маятника. Сначала маятник идет в одну сторону, потом — в другую. И, похоже, мы приближаемся к точке, когда вектор общественных настроений сменится на противоположный.
- Диагноз социолога и философа Александра Филиппова во многом схож с Вашим: проблемы у власти появятся не из-за деятельности оппозиционных политиков, а в силу внутренних противоречий. Недавно он сделал следующий прогноз: «В воздухе буквально носится ощущение того, что если у нас и осталось в запасе несколько спокойных лет, то число их не очень велико». А каковы Ваши ощущения?
- Мои ощущения еще более мрачные, чем у Филиппова. Страна совершает очень крутое пике, и посадка будет очень жесткой. Люди в массе своей пока не понимают всей серьезности момента. Им кажется, что всё восстановится: пусть сегодня чего-то не доедим, куда-то не съездим, завтра всё снова придет в норму. Они не готовы менять свою жизнь. Но тем большим будет их разочарование. Конечно, Путина переизберут, но его новый срок будет очень тяжёлым для него и для страны. Возможно, самым серьёзным испытанием в его жизни».
Вот такие не очень весёлые прогнозы. Причём у многих социологов, политологов и прочих экспертов, которых в стране развелось, как собак нерезаных. А настроение у многих «дорогих россиян» такое, что ничего изменить нельзя. Лучше сидеть дома и не высовываться. Преобладающее мнение: всё схвачено, всё решено до нас, трепыхаться бесполезно. И та же самая небольшая надежда, как и в царские времена: вот приедет барин, барин нас рассудит. Почти как у западных хохлов: Бандера придэ - порядок наведэ...
Когда говорят, что в России некому заменить Путина, унижают Россию. Если Россия - великая страна, то в нашей стране не меньше нескольких сотен таких, как Путин, и не меньше десятка – лучше, чем Путин. В великой стране есть замена любому. Это основной признак величия.
Разумеется, на выборах каждый проголосует за своего кандидата. Кого выберут, тому и будем подчиняться. К ВВП у народа в основном нет вопросов по внешней политике, но есть большие претензии по внутренней. Конечно, теоретически возможно то, что произошло в США. Нечаянно Трампа выбрали, но ему руки быстро укоротили и не дают возможности выполнять свои предвыборные обещания.
Ну что ж, поживём - увидим. Скорее всего, увидим стопроцентное выполнение поставленной предвыборным штабом во главе с Сергеем Владиленовичем задачи: 70% явки - 70% - за Путина. Не мытьём, так катаньем. Методы давно уже обкатаны.