Проблема растущих неплатежей за жилое помещение и коммунальные услуги, оказанные населению, в настоящее время чрезвычайно актуальна. По данным как управляющих, так и ресурсоснабжающих организаций, дебиторская задолженность потребителей с каждым месяцем растет. Тема ужесточения борьбы с неплательщиками не сходит со страниц СМИ.
Законодатель еще в первой редакции части 14 статьи 155 ЖК РФ установил меру воздействия на ту часть населения, которая нарушает платежную дисциплину в жилищных правоотношениях. Он же определил и максимально допустимый размер пени в императивной норме. Взыскание пени с момента вступления в силу Жилищного кодекса является мерой гражданско-правовой ответственности и самым распространенным способом обеспечения исполнения обязательств.
Однако еще в то время законодательством были предусмотрены иные негативные меры, которые применялись к злостным неплательщикам. К ним в первую очередь следует отнести выселение нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи в случае невнесения платы за жилищно-коммунальные услуги в течение более шести месяцев без уважительных причин (статья 90 ЖК РФ). В этом случае по решению суда им должно предоставляться другое помещение по договору соцнайма. Размер такого помещения определяется по нормам, установленным для вселения граждан в общежитие. Однако в виду отсутствия маневренного фонда во многих регионах эта мера либо бездействует, либо применяется в редких случаях.
Процедура взыскания задолженности по жилищно-коммунальным платежам не урегулирована ни жилищным законодательством, ни подзаконными нормативными актами. Это вполне объяснимо. Правоотношения и жизненные обстоятельства настолько многообразны, что единообразия при взыскании долга нет и быть не может. До 1 июня 2016 года управляющие и ресурсоснабжающие организации в случае невыполнения жильцами обязанности по своевременной и полной оплате жилья и коммунальных услуг обращались в суд, предварительно проведя досудебную претензионную работу. При цене иска, не превышающей 50 тысяч рублей, дело было подсудно мировому судье. Если же цена иска была выше, то дело рассматривалось районным судом (пункт 5 части 1 статьи 23 и статья 24 ГПК РФ).
Сейчас процедура взыскания задолженности за жилищные и коммунальные услуги упрощена. Дело в том, что Федеральным законом от 02.03.2016 № 45-ФЗ, вступившим в силу 1 июня прошлого года, в Гражданский процессуальный кодекс внесены изменения. Они позволяют такую задолженность взыскивать не через судебное решение, что очень сложно, дорого и долго, а через судебный приказ. Мировой судья в течение пяти дней с момента подачи заявления выносит его единолично на основании представленных заявителем документов без разбирательства и вызова сторон. Общий размер долга не должен превышать 500 тысяч рублей (часть 1 статьи 121 ГПК РФ). Копия судебного приказа на бумажном носителе направляется по месту жительства должника заказным письмом с уведомлением. У должника есть только 10 календарных дней после его получения, чтобы направить свои возражения мировому судье. Каких-либо аргументов приводить не нужно. Достаточно выразить свое несогласие с вынесенным судебным приказом (статья 129 ГПК РФ). В этом случае судья отменяет свой приказ и разъясняет взыскателю, что он может попытаться взыскать долг в порядке обычного искового производства.
Если же приказ вступает в силу, то он направляется судебным приставам, которые могут наложить арест на банковские счета должника, начать удерживать долги из его зарплаты, пенсии или иные виды дохода. В случае если этих денежных средств недостаточно, взыскание может быть обращено на его имущество (главы 8 и 11 Закона от 02.10. 2007 № 229-ФЗ). В этом случае производится опись движимого имущества, на него накладывается арест. В случае непогашения долга арестованное имущество передается на реализацию. Вырученные денежные средства уйдут в таком случае в счет погашения задолженности взыскателю. Однако нередко долги за коммуналку, в том числе и «нарисованные», у населения образуются такие, что если судебные приставы опишут все движимое имущество, а потом реализуют, то его стоимость все равно может не покрыть даже часть долгов.
Подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод о том, что в настоящее время круг мер по взысканию долгов по коммунальным и жилищным платежам достаточно широк. Кроме того, санкции по долгам постоянно ужесточаются. Так, после вступления в силу поправок в Налоговый кодекс, российские операторы связи начали уведомлять своих абонентов, что начнут передавать данные о списанных просроченных долгах за услуги связи за истечением трехлетнего срока исковой давности налоговым органам. Эти суммы теперь признаются материальной выгодой должника, который обязан уплатить с них подоходный налог по ставке 13%. Этой же практикой занялись банки и организации ЖКХ. Таким образом, долги за жилищные и коммунальные услуги приравняли к долгам за кредит. Опять у нас действуют против народа, который, между прочим, согласно статье 3 Конституции РФ, является единственным источником власти в стране и осуществляет власть непосредственно.
Возникает вопрос. Почему федеральная власть, фактически лоббируя интересы монополистов, с каждым разом ужесточает карательные меры против должников? Врачи всегда говорят, что надо не болезнь лечить, а устранять ее причину. Увы, у нас в сфере ЖКХ все наоборот. К вопросу о долгах населения надо подходить с другой стороны. Народ в принципе законопослушен. Просто тарифы необоснованно завышены и не соответствуют уровню жизни. Анализ в сфере тарифного регулирования, проведенный Федеральной антимонопольной службой, показал, что принцип определения тарифов, исходя из себестоимости оказания услуг, в стране вообще не работает. Нет единого принципа регулирования. Тарифы непрозрачны, непонятны и несправедливы. В итоге — рост платежей, что становится достаточно серьезной нагрузкой на кошельки населения. Согласно последним опросам, стоимостью жилищно-коммунальных услуг недовольно более четверти граждан страны. Поэтому они без всякого шума и митингов просто перестают оплачивать коммуналку по грабительским тарифам. У них просто нет на это денег. Вряд ли очередное повышение тарифов с 1 июля будет способствовать укреплению платежной дисциплины населения.
В Советском Союзе вообще не было термина «должник по ЖКХ». Сейчас долги создаются искусственно. Подтверждение тому — «нарисованные» долги, которые теперь выставляют гражданам ресурсоснабжающие организации через своих расплодившихся посредников — расчетные центры. Многие астраханцы получают платежные документы с непонятно откуда-то появившимися долгами. Даже у законопослушных граждан возникают долги. Они недоумевают, почему регулярно и в полном объеме оплачивая оказанные им коммунальные услуги, попадают в список должников?
Со стороны граждан во многих регионах России возникает множество вопросов, на которые они уже длительное время не могут получить вразумительного ответа. А федеральная власть тем временем посчитала, что предыдущие методы борьбы с должниками неэффективны. Теперь она, лоббируя интересы монополистов, решила удерживать долги на основании судебных приказов или путем списания их через налоговые органы. В итоге в первую очередь будут страдать добросовестные плательщики, которых среди пенсионеров и других категорий граждан большинство. А это прямое нарушение Конституции РФ. Размер долга должен быть доказан в суде, так как «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (статья 35 Конституции РФ). По данному вопросу аппарат уполномоченного по правам человека нашей области направил в вышестоящую инстанцию свое предложение о внесении изменений в уже действующие нормативно-правовые акты.
Реформируемая система ЖКХ работает из рук вон плохо, а методы «проб и ошибок» создают реальную напряженность в обществе, которая в ближайшее время может достигнуть критической величины, точки кипения. И не потому, что начинается самое жаркое время года, а потому, что наплыв граждан в расчетные центры и иные организации может увеличиться в несколько раз. Причина — поправки, внесенные в Закон № 79/2008-ОЗ, согласно которому большинство льготников обязаны будут ежегодно представлять документы, подтверждающие отсутствие у них задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Но при той вакханалии, которая творится во всех коммунальных организациях и расчетных центрах, многие льготники заветные справки не получат. У пожилых людей просто не хватит сил ходить по очередям и выстаивать там по несколько часов.
К этому закону, пока еще не подписанному губернатором, вопросов больше, чем ответов. Может, стоит губернатору отправить его на доработку? Учесть при этом возникшие уже сейчас вопросы практического его применения. Разработать и принять необходимые подзаконные правовые акты. Я уже неоднократно высказывал свое мнение, что законы и сопутствующие им подзаконные акты должны разрабатываться и приниматься одновременно. На практике получается так: закон приняли, а он фактически не действует. Виновны в этом чиновники, а страдают граждане. Вот и сейчас региональным льготникам в центрах соцподдержки в оформлении положенных им выплат пока отказывают. Опять экономим деньги регионального бюджета за счет самых социально незащищенных слоев населения. А ведь тупиковых ситуаций в жизни не бывает, если есть желание принять разумное решение. Как будут развиваться события дальше — это тема нашего очередного разговора.