Казачество. В XVI-XVII веках свободные люди, промышлявшие охотой, рыбной ловлей, а то и разбоем.
С самого начала оно было неоднородным. Наиболее энергичные, вольнолюбивые шли в авангарде освоения огромных пространств Евразии от Волги до Тихого океана, от Каспия до Северного Ледовитого. Пространства эти были присоединены к России. В историю нашей страны, в песни и сказания вошли имена Ермака, Хабарова, Дежнёва, открывшего пролив между Азией и Америкой задолго до Беринга. Была эта часть казачества и одной из главных движущих сил крестьянских войн XVII-XVIII веков, под водительством таких ярких личностей, как Болотников, Разин, Пугачёв.
Но были и «домовитые» казаки - богатая верхушка. Опираясь на них, правительство России обратило казачество в податное сословие. Эти самые «домовитые» захватывали руководящее положение в казачьих общинах. К началу X IX века старшИна вошла в состав дворянского сословия.
Положение 1869 г . закрепляло общинное владение станичными землями, из которых производилось наделение казаков «паем», но земли казачьего дворянства были объявлены потомственной собственностью.
Царизм стремился законсервировать экономический и общественно-политический уклад казачества. Однако развитие капитализма втягивало его в товарно-денежные отношения, подрывало устои сословной обособленности. Хозяйство зажиточной верхушки принимало капиталистический характер. Росло число бедняцких хозяйств, хотя в целом обеспеченность казаков землёй оставалась значительно более высокой, чем крестьян. Имели казаки и определённые привилегии.
В конце XIX – начале XX веков царизм, опираясь на экономическую зажиточность казаков, привилегированность, традиционную твердую верность присяге, широко использовал их для несения полицейской службы, подавления национально-освободительного и революционного движения. И они «замиряли» непокорных горцев, подавляли польское и ферганское восстания, холерные бунты, революцию 1905-1907 годов.
В Астрахани 26 мая 1906 года казаки жестоко расправились с мирной демонстрацией трудящихся. Об этом говорит регистрация фактов в больницах, куда доставляли тяжелораненных.
- Резцов Александр, 21 год, слесарь - рубленая рана затылка, кровоподтёки спины от побоев нагайкой.
- Коновалов Александр, 23 года, матрос – колотая рана спины, две раны на поверхности левого плеча, лоскутная рана над правым ухом.
- Странин Алексей, 25 лет, крестьянин – полостная рана живота с выпадением сальника, на спине полосы от нагаек.
- Развожжаев Семён, 33 года – резаная рана в теменной области и рваная рана правой щеки.
Таких раненных были десятки.
Грянула Первая мировая война. «Война качнула станицу, станица крякнула, расставаясь с молодёжью. А там пошли и бородачи призывных годов. Кони понесли казаков в Персию, Галицию, под Эрзерум и с экспедиционным корпусом через моря… в далёкую Францию. Много чубатых голов раскатил ветер по одичавшим, залитым кровью полям». (А. Весёлый. «Россия, кровью умытая»)
С каждым днем росло число искалеченных, вернувшихся в станицы кто на костылях, кто без руки, кто хлебнул немецкого иприта и кашлял до смерти.
«Новые песни принесли с собой фронтовики. Измученные и обовшивевшие, они расползались по станицам и хуторам, и чуть ли не каждый из них, как пушка, был заряжен злобой к старому – бывалому». (А. Весёлый. «Россия, кровью умытая»)
Пришёл в Астрахань с фронта 2-й казачий полк. В нём была значительная большевистски настроенная группа, которая мешала контрреволюционному командованию осуществлять антинародные планы. Оно пыталось беспощадным подавлением малейшего протеста рядовых «казаков-бунтарей», не желавших участвовать в подавлении социалистической революции, навести порядок. Далеко не всегда это удавалось.
Стремясь усилить свои ряды, контрреволюция в нашем крае решила обратить калмыков и татар в казацкое сословие. Однако бедняки решительно выступили против: «Чем идти за золотопогонниками-казаками, - заявили на собрании трудящихся Калмыкии Багацухуровского улуса, - лучше пойдем за никольскими мужиками».
Однако велика сила традиции. Наказному атаману Бирюкову удалось сосредоточить в Астрахани на стороне контрреволюции значительные силы. Но 25 января 1918г. они были разгромлены силами трудящихся Астрахани. Очень немногим удалось бежать на Урал и на Дон. Генерал Бирюков и ряд офицеров его окружения были настигнуты в станице Замьяны, пленены, преданы суду и понесли заслуженную кару.
В ходе развернувшейся гражданской войны Астрахань стала крепостью, которая мешала соединиться южной и восточной группам контрреволюции. Мужество, с которым обороняли город защитники советской власти, вызывало ненависть и жестокость врагов. Во время своего пребывания в Четырёх-Бугоринской волости белые ограбили Советы, население, кооперативы, сожгли одного коммуниста живьём, одного повесили, нескольких расстреляли».
Чем более укреплялись дисциплина и успехи Красной Армии, тем более разлагались белые части, в том числе казачьи.
«Мы на факте пережили присутствие у себя белогвардейской своры. Мы испытали на себе все прелести её власти. И мы шлём проклятия тем, кто ещё мысленно призывает их к нам»
(Из резолюции митинга крестьян с. Средне-Ахтубинское. Председатель митинга Черняев).
«Что видели жители сёл Владимировка, Батаевка, Болхуны, с радостью ожидавшие прихода «христолюбивого» воинства под командованием Деникина? …бандиты пошли с обыском по избам жителей и искали по сундукам большевистскую литературу, а также большевиков. Но, не найдя ни литературы, ни большевиков, эти гады забирали из сундуков всё то, что им попадалось под руки, даже не брезговали детской обувью. И всё награбленное продавалось жителям этих сёл…»
«Снимая с казачьих лошадей сёдла, мы обнаружили в сумках женские рубашки, детские пелёнки, юбки, наволочки, нитки, иголки и другие вещи. Мы спросили одного казака пленного: где всё это они взяли и зачем? Он ответил, что это ими отбирается у населения и отсылается на родину, т.е. на Кубань».
Чем дальше, тем больше казаков уходило из этой разлагавшейся армии. Переходили на сторону Красной Армии целыми полками.
«В наш штаб прибыла делегация I астраханского казачьего полка с предложением о сдаче полка. В результате переговоров астраханский полк противника 7 января целиком сдался нам. Казаки получили временный отпуск. Ведется подсчёт людей и оружия».
Полностью белое астраханское казачество было ликвидировано в начале 1920 года.
Разошлись пути-дороги тех, кто пошёл служить трудовому народу в Рабоче- Крестьянской Красной Армии, и тех, кто отправился в эмиграцию.
В годы Великой Отечественной войны первые защищали Родину от гитлеровского фашизма, вторые вместе с фашистами пришли в родные станицы под командованием генерала Краснова и вместе с захватчиками, как при царе, стремились подавить национально-освободительное движение своего народа: убивали, вешали, грабили.
Сегодня власть, вопреки Конституции РФ, возрождает казацкое сословие. Во имя чего? Не во имя ли использования рядовых казаков в качестве ещё одного «полицейского» отряда для борьбы с теми, кто недоволен безработицей, нищетой, бесправием? С кем вы, господа казаки?