Астраханская область (была она и губернией, и округом) в течение нескольких веков носила титул главного рыбного края России.
В 2016 г. астраханские рыбаки добыли 42 тысячи тонн рыбы (96% к уровню 2015 г.), и область стала убыточной по рыболовству (таких регионов в России всего четыре).
Губернатор обрушился на рыбодобытчиков: «Я внук и сын рыбака, я знаю, как можно работать… Ситуация благоприятная для тех, кто способен думать и принимать ответственные решения…. В следующем году я обещаю серьёзное перераспределение квот, и тот, кто меня сегодня не услышит, уйдёт из отрасли».
Один из ловцов на свой манер перефразировал поговорку «один с сошкой - семеро с ложкой»: «один в невод - сотня поучать и надзирать».
Господин губернатор, уходят ловцы из отрасли и без Ваших угроз, умирают ловецкие династии. Не по доброй воле уходят, а из-за нужды. Самой низкой в области является зарплата в рыбопромышленной сфере, она ниже прожиточного минимума, пенсии у ловцов меньше, чем у школьной технички. Некоторые руководители рыбохозяйств увольняют рыбаков в межсезонье. Они вынуждены идти на биржу труда, многие в свою отрасль уже не возвращаются.
Причина вовсе не в том, что рыбаки не «знают, как работать», а в том, что отрасль упорно и настойчиво убивают вот уже тридцать лет. В частные руки отданы самые уловистые тони, расплодившиеся турбазы превратились в Мекку для браконьеров, где допустимы все орудия лова, где не соблюдается норма вылова, как и мера на выловленных рыб. Сам премьер-министр Д.А. Медведев назвал одной из «зимних радостей» улов судачков меньше 30 см, т.е. более коротких, чем разрешено законом.
Большие уловы могут быть только при «большой рыбе». А откуда же ей взяться, если ей нереститься негде. Как правило, винят во всём энергетиков. Никто с них вины не снимает, но самим-то, астраханцам, о рыбных угодьях нужно заботиться? Наверное, нужно. Нужно чистить рыбоходы и прекратить, наконец, развивать пастбищное рыбоводство, которое до сих пор активно стимулируется на государственном уровне. Водоёмы выставляются на торги, сдаются в аренду. Ушлые приобретатели первым делом изолируют свой водоём – перекрывают дамбой, нарушают естественную циркуляцию. Очень быстро эти ильмени погибают, хотя прибыль получить хозяин успевает, и немалую.
А что Астраханской области, да и всей России от такого хозяйствования?
Погибают не только ильмени частных владельцев, погибают и те, чьё питание водой происходит через арендованные водоёмы. Погибают одни из самых лучших нерестилищ на планете, лишаются возможности пользоваться нормальной водой многие сельчане, сельхозпроизводители. Развитие пастбищного рыбоводства не только убивает дикую рыбу, но и наносит вред сельскому хозяйству. Наша область была не только главным рыбным краем страны, но и «всесоюзным огородом». А теперь?
Секретарь Совбеза Н. Патрушев провёл в Астрахани выездное совещание, на котором, в частности, отметил, что «неудовлетворительно складывается обстановка на продовольственном рынке, здесь по-прежнему велика зависимость от импорта».
И назвал причины, угрожающие продовольственной безопасности страны: неудовлетворительное состояние сельхозугодий, недостаточная поддержка мелиорации земель, низкий уровень обеспеченности семенами отечественной селекции и др.
Вот бы эти проблемы решать губернатору, а не только квоты перераспределять. От их перераспределения, от того, что он уберёт какие-то рыболовецкие предприятия из отрасли, уловы навряд ли повысятся.
Отчаявшись добиться решения жизненно важных проблем через обращение к местным властям, неравнодушные граждане пишут Президенту. Недавно житель Лиманского района В. Андросов получил ответ на своё обращение. Правда, не от самого Президента, а от Федерального агентства по рыболовству. Оно (агентство) рассмотрело предложения В. Андросова, поддерживает их. Первоочередными задачами считает «проведение ревизии всех существующих объектов инфраструктуры, в т.ч. гидротехнических сооружений, оказывающих … влияние на гидрологический режим западных подстепных ильменей (ЗПИ), восстановление водообмена на обвалованных участках, … проведение необходимых регулярных мелиоративных работ, комплексное управление ЗПИ как целостным объектом…
Основой восстановления утраченных нерестилищ ЗПИ должна стать программа мероприятий по их восстановлению, разработанная межведомственным органом и согласованная всеми заинтересованными сторонами».
Шикарная отписка. Паводок на носу, а где программа? Я уж не спрашиваю, успеет ли этот «коллегиальный орган» что-то реализовать. Явно не успеет. А там, глядишь, и год экологии кончится. И умирать нерестилища будут также, как предыдущие 30 лет.