Свистопляска и неслыханный доселе обман начались в России с навязанных народу пресловутых ваучеров, якобы представляющих справедливый раздел народного достояния. На свой ваучер я смогла купить в голодной Москве в декабре 1993 года всего лишь пару кроссовок из Индии. Околпачить народ удалось в полной мере. То-то было радости мошенникам, впоследствии путем хитрости и обмана ставшими олигархами.
Ещё не придумали уродливое детище власти «Единую Россию», а экс-коммунисты, коих мой покойный и прозорливый отец назвал бы в данном случае «двухорловыми», пребывали в замешательстве, не представляя, что же делать дальше, куда без вероятности ошибиться и с выгодой теперь приткнуться. И многие из них ринулись в бизнес, хотя это в корне противоречило коммунистической идеологии, сторонниками которой прежде они себя выставляли.
Двое хорошо знакомых мне партаппаратчиков из обкома КПСС Александр Клыканов и Эдуард Володин в 90-х годах попались мне на глаза как раз в бизнес-фирмах. Клыканова сначала я увидела нагнувшимся у окон подвала (дом № 6 по улице Кожанова), который он то ли осматривал, то ли уже арендовал как складское помещение. Позднее я побывала в офисе Александра Борисовича (ул. Желябова, 43). А Эдуарда Володина лицезрела в помещении другой фирмы (улица Красная Набережная).
Судя по всему, оба приветствовали рыночную экономику. Не знаю, как шли у них дела на данном поприще, в чём они тогда преуспели, но тут подоспело рождение «великой и могучей «Единой России». Как пройти мимо этого события?
Когда председатель областной думы Анисимов (знакома с ним с середины 80-х годов; присутствовал при моём разговоре и в кабинете Л.А. Бородина, где был и А.П. Гужвин) покинул свой пост, свято место занял недавний бизнесмен Александр Клыканов. По всей вероятности, уже член «Единой России». Вот ведь как случаются подобные парадоксы!
Пока все эти люди осваивали своё новое положение в обществе, околпаченный народ погрязал в нищете и бесправии. На фоне этого началось предсказуемое событиями прибрание к рукам земли под строительство коттеджей новых буржуа – сногсшибательной стоимости. (Какой убогой в сравнении кажется дача Л.А. Бородина!).
Стремительно и неотвратимо набирала обороты тяга к роскоши. Можно ли ее было удовлетворить на средства, добытые честным трудом, к тому же за такое короткое время? Но коттеджи росли и росли, как грибы после дождя.
Тут уместно сказать, что в СССР заработная плата была чрезвычайно скромной, кроме работы в сфере вредных производств, в экстриме и в районе Крайнего Севера. Здесь уж не до коттеджей было в 3-4 этажа!
Тогда «жировали» работники торговли разных уровней. В нашем городе широкую и громкую огласку получили истории перелётов в Москву на выходные дни «торгашей» (так их с глубоким презрением называл простой народ). Там они устраивали кутежи в ресторанах.
В нынешнее время погоня за роскошью довела людей до умопомрачения. Расслоение общества не только продолжается, но и всё более углубляется.
Мои давние знакомые, труженики в полном смысле слова, приобрели в прошлом году трёхэтажный коттедж. В этой семье всего три человека: родители в возрасте около 45 лет и дочь одиннадцатиклассница. Старшая замужняя дочь живёт в Москве. До коттеджа они имели трехкомнатную «хрущёвку» на пятом этаже. Какие-то деньги оставила умершая тётка. Где раздобыли остальную немалую сумму на покупку, не знаю.
А я думаю: зачем им так много? Устраивать большие приёмы они вряд ли собираются – накладно! Хотят прослыть «крутыми» среди знакомых или вызвать зависть и «утереть нос» кому-то? Возможно. Но нужно ли это? Разве это главное в человеческой жизни, состоящей из повседневностей?
Другая моя знакомая, судья (на пенсии) на коттедж скопить вполне могла – и скопила! Государство воров и жуликов за послушание судей прикармливает – пенсия ни много ни мало 80 тысяч в месяц. Недавно она мне рассказывала, что ее дочь затрачивает 10 часов на еженедельную уборку их трёх этажей. Не жалко терять время? Это высокообразованная, интеллигентная семья с высокими устремлениями и чаяниями. Нанимать уборщицу помещений они не хотят. То ли ограбления боятся, то ли «сглаза».
А в это самое время какая-нибудь нищая пенсионерка, получающая за свой труд мизерную пенсию, выискивает в продаже просроченные продукты со скидкой и не представляет себе, сколько стоит лестница из белого мрамора с 1-го этажа на 3-й.
Отказавшись от импорта продуктов из стран Западной Европы, власть навредила не себе, любимой, а народу. У неё-то всё осталось по-старому: сибаритствуют! Импортозамщение схватило людей за горло, так как отечественные производители возродили касту махровых спекулянтов, подняв цены на продукты питания до заоблачных высот и нагло наживаясь на этом. Раньше их сажали!
Медведевское: «А вы держитесь!» - это плевок в душу.