В 1944 г. полностью была освобождена от захватчиков территория СССР.
Огромный урон был нанесён нашей стране, в том числе и Астраханской области.
На правобережной стороне было разрушено или повреждено 1713 различных зданий и сооружений, 768 единиц подвижного состава железнодорожного транспорта, 290 судов, несколько нефтестанций, уничтожено 23 139 голов скота.
Кроме этого, в результате авианалётов, эвакуации и реэвакуации оборудования заводов их техническая оснащённость значительно снизились. В ветхое состояние пришёл рыболовецкий флот, не пополнявшийся в годы войны новыми судами. В сельском хозяйстве сократились посевные площади, особенно на орошаемых землях.
Восстановление народного хозяйства началось ещё в 1943 году. 21.08.1943 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации».
31.08.1943 г. проходило собрание актива астраханской партийной организации. Было решено пароходствам «Волгтанкер», «Рейдтанкер» немедленно начать подъём и восстановление затонувших и повреждённых судов нефтеналивного флота.
Особое внимание уделялось восстановлению и строительству жилья в населённых пунктах, подвергавшихся бомбардировке в Енотаевском, Харабалинском и Трусовском районах, чтобы как можно скорее переселить людей, проживающих в землянках и полуразрушенных зданиях.
Уже в 1943 г. была восстановлена Никольская МТС. Обеспечили её станочным оборудованием промышленные промпредприятия Астрахани.
В том же году началась переправа через Волгу скота, направляемого из Казахстана и левобережных районов Сталинградской области на запад, в освобождённые районы.
Заказы для освобождённых районов выполнялись неукоснительно. Особенно ярко проявляла себя молодёжь.
В нерабочее время изготавливала для Сталинграда заступы, лопаты, ломы, кирки, другие инструменты. По призыву ЦК ВЛКСМ более тысячи астраханских юношей и девушек уехали возрождать Сталинградский тракторный завод.
Развернулось патриотическое движение по оказанию помощи колхозам освобождённых районов – продовольствием и скотом. Колхозники левобережных (не находившихся в оккупации) районов Астраханской области выделили правобережным колхозам много скота, хлеба, других продуктов.
Не оставили без внимания и нужды колхозов Сталинградской области.
Выделили 1000 рабочих лошадей, 500 конематок, продали 1500 голов молодняка крупного рогатого скота, 36000 овец, 1070 свиней.
До 1945 года в Астрахани было отремонтировано 39 трамвайных вагонов, все участки трамвайных путей, 100 домов и 2000 квартир.
В эти же сроки были восстановлены завод им. В.И. Ленина, станция Астрахань – 2, депо ст. Баскунчак, нефтебазы и нефтестанции, большая часть морских и речных судов подвергавшихся бомбардировкам в ходе боёв за Сталинград и Астрахань.
18.03.1946 г. был принят «Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР. 1946-1950 годы».
Предусматривалось не только восстановление, но и обеспечение технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства.
В Астрахани началось строительство первого в СССР тепловозоремонтного завода и моста через Волгу.
Среди рыбаков развернулось движение за внедрение нового метода лова ставными неводами, разработанного колхозником-стахановцем Ф.Т. Беленицыным. Благодаря высокой эффективности этот метод стал достоянием рыбаков не только на Каспии, но и в других бассейнах страны.
Интенсивно развивалась технология изготовления рыбных продуктов.
В 1946 г. на заводе им. Крупской был сдан в эксплуатацию механизированный цех холодного копчения.
В 1946-1947 г. закончилась механизация выпуска консервов на комбинате им. Микояна.
Быстрыми темпами улучшалась технология производства на других рыбообратывающих предприятиях.
При этом главное внимание уделялось повышению качества продукции.
Начиная с 1946 г. «Рейдтанкер», «Волготанкер» пополняются новыми самоходными судами большей грузоподъёмности и улучшенной конструкции.
По почину коллектива завода им. Ленина развернулось движение за гарантийный ремонт флота.
Широкий размах соцсоревнования, неиссякаемая народна инициатива, авангардная роль коммунистов обеспечили наращивание темпов развития промышленности и транспорта.
Материал подготовила