Помню, как во времена перестройки стало модным «охаивать» всё советское, умиляться достижениями «цивилизованной Европы», оправдывать всё антисоветское и антисоциалистическое. И царь Николай II стал не таким «кровавым», а очень даже привлекательным, белогвардейцы совсем уж несчастные. А «кулаки» и вовсе преподносились как «цвет российского крестьянства», невинно пострадавшие от советской власти.
Очень модным тогда была трактовка термина «кулак»:
- Это потому, что он спал на кулаке, чтобы не проспать рассвет!
Спору нет – кулак работал сам, работали его дети (а семьи тогда, особенно в сельской местности, были многодетными), но он также привлекал и наёмных работников - батраков. Но главная основа его богатств – это коммерческая деятельность и ростовщичество. По существу, кулачество – это сельская буржуазия.
Тогда же (в конце 80-х) вместо термина «раскулачивание» стали внедрять новый – «раскрестьянивание», имея в виду, что кулак был единственный на селе крестьянин, ведущий своё хозяйство грамотно, лелея каждую былинку и считавший каждую копейку, а потому – создавший крепкое хозяйство. Но пришли большевики и вместе с сельской «голытьбой» (ленивой, а потому нищей) отобрали нажитое трудом имущество, а самого кулака сослали в Сибирь, на рудники.
Однако не всё так примитивно и просто. Далеко не так.
Немного истории.
В словаре В.И. Даля «кулак» - это перекупщик, сводник (особенно – в хлебной торговле) на базарах и пристанях, живущий обманом, обвесом, обмером, ездит по деревням, скупая холст, пряжу, лён и т.д.
В дальнейшем, прозвище «кулак» получали сельские крестьяне, имевшие, по мнению односельчан, «нечистый» доход – ростовщики, скупщики, торговцы. Сознание крестьян основывалось на твёрдой убеждённости, что источником достатка может быть только физический труд, а то, что зарабатывалось ростовщичеством и торговлей, считалось неестественным и греховным.
В дореволюционной России, кулаки занимались в основном ростовщичеством и перепродажей. Русский публицист-народник и агрохимик Александр Николаевич Энгельгардт писал:
«… настоящий кулак ни земли, ни хозяйства, ни труда не любит, этот любит только деньги … Всё у кулака держится не на хозяйстве, не на труде, а на капитале, на который он торгует, который раздаёт в долг под проценты. Его кумир деньги, о приумножении которых он только и думает. Капитал ему достался по наследству, добыт неизвестно какими, но какими-то нечистыми средствами». (Энгельгардт А.Н. Письма из деревни. 1872-1887гг., М. 1987.)
Сейчас слово «мир» имеет два значения: мир – состояние без войны, и мир – планета Земля. Немногие знают, что имелось и третье значение: мир – это крестьянская община на селе. Кулак, занимаясь ростовщичеством и торговлей, наживался на сельской общине (мире), за что и получил заслуженное прозвище - «мироед».
После национализации помещичьих земель и передаче их в бессрочное и безвозмездное пользование крестьянам (согласно «Декрету о земле»), через некоторое время оказалось, что проблемы это не решило. На селе усугублялось расслоение крестьян: одни богатели, а другие нищали.
А дело в том, что социалистическая революция произошла только в городе, но не в селе. Здесь сохранились старые, полуфеодальные порядки. Прежде всего – эксплуатация наиболее зажиточными крестьянами сельской бедноты. Используя труд батраков и присваивая их «прибавочную стоимость», кулаки богатели, а сельская беднота, батрачившая на них, нищала ещё больше.
Продолжилось имущественное расслоение среди крестьян, при котором кулак приобрёл статус довольно могущественного класса, имевшего возможность даже диктовать свои условия власти. Бедняки и даже середняки часто попадали в зависимость от кулаков и вынуждены были выражать его интересы в органах власти (сельсоветах, комбедах).
Утверждать, что кулак был только зажиточным фермером будет неверно. Это был сельский ростовщик, подмявший под себя всё село. В те времена даже существовал такой термин, как «полупомещик», означавший кулака, полностью подчинившего себе односельчан.
У любого ростовщичества есть одно главное правило: не то важно, что у тебя есть средства, чтобы дать кому-то в долг, а то, что ты можешь их вернуть с прибылью. Естественно, что кулак не мог держать за горло всё село в одиночку, вытрясая из должников причитающиеся проценты. Для этого у него были «приближённые» – подкулачники (крестьяне, которые не столько батрачили на кулака в поле, сколько выполняли «деликатные» поручения своего хозяина – разбираться с должниками). Это напоминает ситуацию «лихих 90-х», когда «новые русские» через своих «быков» «кошмарили» весь малый бизнес.
Понятно, что такая ситуация была неприемлема для молодой Социалистической республики. Кулак (мироед) не вписывался в идеи социальной справедливости, провозглашаемые большевиками. Борьба с кулацким беспределом началась задолго до коллективизации.
А далее произошло обострение противостояния социалистической власти в СССР и старых порядков, оставшихся на селе.
Во времена «перестройки» и «гласности» в ходу был миф, что у большевиков был лозунг «отнять и поделить». Отнять у богатых и поделить среди бедных. Извините, но это был лозунг не большевиков, а эсеров. Не случайно, эсеры имели большее влияние среди крестьян, желавших отнять землю у помещиков и поделить между собой. Большевики же выдвигали другой – отнять и сосредоточить в руках государства.
Большевики понимали: будущее – за крупными формами хозяйствования. Как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Поэтому в конце 20-х годов был разработан план по постепенному укрупнению мелких хозяйств и развитию колхозов. Коллективные хозяйства стали создаваться ещё с 1918 года – это были сельскохозяйственные коммуны, сельские артели и товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы). Опыт 1918 – 1927 годов показал, что коллективные хозяйства более стабильны, имеют больше возможностей для преодоления кризисов (война, неурожаи). Кроме того, индустриализация требовала много хлеба и для рабочих, и для экспорта (для финансирования).
Именно в то время начиналась механизация сельского хозяйства. Но тракторы, сеялки, молотилки и другая техника были не по карману единоличникам (беднякам и середнякам). К тому же – в мелких хозяйствах они себя не оправдывали: земли мало, и большую часть времени техника простаивала бы. Поэтому механизированную обработку земли вели крупные хозяйства – кулаки и колхозы. Остальные работали по старинке: пахали сохой, сеяли вручную, убирали урожай серпом и косой. Производительность была низкой, производство хлеба трудоёмким.
Естественно, что руководство СССР видело решение проблемы в механизации сельской отрасли, что требовало укрупнения хозяйств. Программа коллективизации была рассчитана на довольно продолжительный период. Но появились обстоятельства, потребовавшие корректировать эти сроки.
Во-первых, неурожай 1927 года повторился и в следующем, 1928 году.
Во-вторых, цены на зерно были фиксированы (чтобы не повышать цену на хлеб для рабочих), и кулакам выгоднее было выращивать не товарное зерно, а технические культуры (например, лён или табак), спрос на которые с развитием промышленности был стабильным и по выгодным ценам. Кулаки намеренно сокращали посевы зерна в своих хозяйствах.
Эти два фактора привели к недостатку хлеба и, как следствие, – к решению о немедленной массовой коллективизации.
Кулаки в коллективное хозяйство явно не вписывались – там нет возможности наживаться чужим трудом. Понятно, что ни один ростовщик просто так награбленное не отдаст, и «новые порядки», в которых не будет места его грабительской деятельности, добровольно не примет. Колхозы – это конец «мироедству» и эксплуатации односельчан. Кулаки начали сопротивляться. От мелкого вредительства до вооружённого сопротивления (поджоги амбаров с зерном, убийство милиционеров, партийных работников и председателей колхозов, зачастую – вместе с семьями). Однако установить исполнителей терактов зачастую не удавалось: кулаки и подкулачники покрывали друг друга, а остальные сельчане боялись. Естественно, что началось «раскулачивание».
Согласно постановлению Политбюро ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» от 30 января 1930 года, кулаки были разделены на три категории.
Первая категория – контрреволюционный актив. Организаторы террористических актов и восстаний.
Вторая категория – часть контрреволюционного актива, не участвовавшая в террористических актах и восстаниях.
Третья категория – остальные кулаки.
Кулаки первой категории подлежали высылке (вместе с семьями) в спецпоселения - в Сибирь и Среднюю Азию. Разумеется, что в отношении тех кулаков и подкулачников, чья вина в убийстве представителей власти и их семей была доказана, меры были намного суровее – вплоть до расстрела.
Кулаки второй категории подлежали высылке в спецпоселения, но без семей.
Кулаки третьей категории подлежали высылке, но в пределах их уезда (по сути – в другое село этого же района).
По количеству раскулаченных до сих пор ведутся споры. Одни утверждают, что считать надо только тех, кто подвергся уголовным наказаниям (расстрелу, лагерям), другие – что всех, кто был хоть как-то наказан в тот период. Наиболее трезвую оценку масштабов раскулачивания даёт историк В.Н. Земсков – около 4 миллионов человек (кулаки 1-й категории и члены их семей, а также кулаки 2-й и 3-й категории). Некоторые «горячие головы» причисляют к «раскулаченным» всех крестьян, пострадавших от власти в то время. В том числе и тех, кто был привлечён к административной ответственности (штрафы за несвоевременную уплату налогов, арест за драку и т.д. и т.п.). Нетрудно догадаться, что тогда «пострадавших от советской власти» на селе наберётся приличное количество.
Но для критиканов СССР нет ничего святого. Главное – очернить всё, что связано с социализмом, а какими методами – неважно. Ибо главная их цель – внушить российскому обывателю (прежде всего – молодёжи), что социализм – это сплошное насилие: репрессивные методы, тоталитаризм, и пр. И тут любые методы хороши: и подтасовка цифр, и умалчивание фактов, и прямая ложь.
В заключение хочу напомнить, что Россия находится в так называемой «зоне рискованного земледелия». Крестьянский труд здесь очень тяжёл, и нажиться можно, только обирая других (чем собственно и занимались кулаки). В обществе социальной справедливости им не было места. Раскулачивание – естественная мера по борьбе с несправедливостью, эксплуатацией человека человеком и капитализмом на селе.