Прошло полтора года с тех пор, как Федеральная антимонопольная служба по-лучила полномочия главного тарифного регулятора. О том, с чем столкнулось ведомство на начальном этапе своей деятельности в этой сфере и что оно собирается делать, чтобы изменить ситуацию с тарифным регулированием в России, рассказал недавно в интервью «Российской газете» руководитель службы Игорь Артемьев.
Всесторонний анализ показал, что такая жизненно важная и для бизнеса, и для граждан сфера деятельности не имеет единого законодательного регулирования. Сейчас цены регулируются законами об электроэнергетике, теплоснабжении, водо- и газоснабжении, тарифах коммунального комплекса и естественных монополий. Кроме того, действует бесчисленное количество противоречащих друг другу инструкций, огромное количество правительственных актов, которые только усиливают расхождение в тарифном регулировании в различных отраслях.
Каковы последствия? Себестоимость в электроэнергетике, тепло- и водоснабжении или в других смежных отраслях формируется совершенно по-разному. Разница в сбытовой надбавке по регионам отличается в десять раз, по эффективности сетевых затрат — в восемь раз. В результате в одном регионе потребитель платит в 8-10 раз больше, чем в другом. Не правда ли, странно?
Не только население, но и федеральное ведомство, монополисты пытаются убедить, что у каждой отрасли есть своя специфика и с этим ничего не поделаешь. Конечно, есть, но основа должна быть общая. Как, например, ответить на вопрос: если та или иная организация сама себе выдает кредит через аффилированные компании, должно ли это учитываться в тарифе? Должны ли потребители за это платить из своего кармана? Конечно, нет! Или, скажем, должно ли учитываться в тарифе то, что компания арендует недвижимость по высочайшим ставкам? Тоже нет! Однако в регионах десятками лет не только эти, но и другие непредусмотренные затраты закладываются в тариф. За примером ходить далеко не надо.
У нас в городе давно хорошо знают Астраханский филиал «Лукойл-ТТК», правопреемником которого теперь являются Астраханские тепловые сети. Это предприятие постоянно конфликтует с региональной службой по тарифам по поводу то вдруг обнаруженных бесхозных сетей, то якобы недостаточности средств, включенных в тариф, на изоляцию наружных сетей или на их замену. В таком случае организация до последнего времени обращалась в федеральную службу по тарифам, которая своими приказами заставляла региональную службу включать в тариф дополнительные средства. Вот только на что они расходовались, населению до сих пор не понятно, потому что, если у кого-то во дворе зимой прорвет трубу, то весь объем вылившейся воды, оплачивают люди. А изоляции наружных тепловых сетей во многих местах города как не было, так и нет. Коммунальщики продолжают греть белый свет, а расплачивается за это снова население.
С тех пор, как антимонопольное ведомство получило полномочия главного тарифного регулятора, оно стало рассматривать все спорные тарифные заявки. Руководители компаний, видимо, по-прежнему думают, что никто читать и тем более досконально разбираться в их документах не будет. Поэтому они, не поверите, в тарифные заявки в качестве затрат на полном серьезе закладывают сотни бутылок коллекционного вина, дорогие ювелирные украшения, средства на проведение корпоративных мероприятий, зарубежный отдых. Антимонопольщики, прочитав такое, за голову схватились. И это все оплачивает население? Да такого быть не может! Поверьте, может, потому что компании своего никогда не упустят. Поэтому у нас в стране тарифы догоняют европейские, а качество услуг приближается к африканскому.
С чем еще столкнулось ведомство в своей работе? По их мнению, в законодательстве оставлено множество лазеек, и этим пользуются крупные компании, большинство которых являются монополистами в своей отрасли. Например, устанавливает правительство предельный уровень повышения тарифа на электроэнергию, условно говоря, 10 процентов. Но наступает 1 июля — тариф увеличивается на 70-80-120 процентов. Спрашивается, как это возможно? Оказывается, возможно, потому что в самих актах правительства написано, что если инвестиционная программа требует повышения тарифов, то можно выходить за какой угодно предел. По совершенно непонятной процедуре. А такая программа всегда будет требовать. Это же бездонная бочка, которая будет пожирать все. Это подтверждается работой компании по сбору и вывозу ТБО. Всем известно, когда и зачем она появилась на нашем рынке. Вначале обещала вложить свои средства в строительство полигона и мусороперерабатывающего завода. Эти объекты построены, но только за деньги из кошельков населения. Итог — московские варяги обанкротились. К сложившейся ситуации со сбором и вывозом бытовых отходов вынуждены были подключиться городские и областные власти. А дальше что? Что предлагает населению областная власть? А она уже пригласила такого же «инвестора» из Волгоградской области и даже дала те же преференции, какие в свое время предоставила всем известной компании. Больше чем уверен, что у нового инвестора, с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, денег на постройку нового полигона и завода по переработке бытовых отходов нет. Судьба уже построенных объектов не известна. Что, опять собираются строить новые объекты за счет кошельков граждан? А где гарантии, что нового инвестора не постигнет та же участь? А потом что? Опять дёрг за мочало — начинай сначала? Вообще инвестиции за счет принудительного привлечения средств населения незаконно. В таком случае нужен совершенно иной подход. А для этого надо изменять федеральное законодательство.
Его анализ в сфере тарифного регулирования показал, что принцип определения тарифов, исходя из себестоимости оказания услуг, в России не работает вообще. У нас практически все компании врут про себестоимость. Они скрывают свои реальные возможные режимы экономии, показывают максимальные входные затраты. Нужны единые принципы регулирования, которые будут прозрачны и понятны всем. Нужен приоритет интересов потребителей.
Первое, что сделало антимонопольное ведомство, — написало проект нового базового закона об основах тарифного регулирования в Российской Федерации. Сейчас уже идет процедура межведомственного согласования. Процесс будет непростым, учитывая, что не все отраслевые министерства согласны с позицией антимонопольной службы. Но у нее есть поддержка правительства и президента. А это самое главное.
Какие подходы предлагает Федеральная антимонопольная служба в части изменения тарифного регулирования? Во-первых, жирных котов-монополистов больше не поощрять. Такую позицию поддержало правительство. Во-вторых, нужна долгосрочность тарифного регулирования. Пять лет — это как минимум. Когда бизнес будет понимать, что тариф установлен надолго, по понятной формуле и чтобы ни произошло, он получит соответствующую отдачу от вложенного капитала, это для него очень важно. Далее. Если тариф дается, то он дается всем одинаковый. Сколько стоит такая услуга на сопоставимых рынках, столько она и должна стоить.
Компаниям нужно снижать свои издержки. Сейчас в тарифе заложена «защита» — предпринимательская прибыль в размере пяти процентов. Это гарантированный доход, который компания получает и расходует по своему усмотрению вне зависимости от результатов своей деятельности. Федеральная антимонопольная служба предлагает снизить гарантированную часть до одного процента, а дополнительные проценты давать за достижение определенных показателей, чтобы стимулировать бизнес повышать свою эффективность и экономить. Именно так работает система в лучших практиках мира.
Собирается ли федеральное ведомство вводить новые санкции для нарушителей? Оборотные штрафы, по их мнению, возможно, здесь не нужны. Но если какая-то компания подала заведомо лживую заявку на тариф, и он из-за этого мог бы вырасти, допустим, для населения на 20-30 процентов, миллиона два рублей в качестве штрафа она должна заплатить. Еще раз подала, штраф в 10 раз больше, то есть 20 миллионов. Должна также быть предусмотрена дисквалификация в судебном порядке для тех, кто неоднократно попадался на нарушениях.
У Федеральной антимонопольной службы как контролирующего органа есть полномочия пересматривать тариф. По результатам рассмотрения поступивших в прошлом году заявлений о досудебных спорах и тарифных разногласиях, а также по итогам проведенных контрольных мероприятий были приняты решения об исключении из тарифов экономически необоснованных расходов. Таким образом, для потребителей тарифы были снижены. В Воронеже на 14,2 процента снизился тариф на воду. В Тверской области — на 4 процента тариф на электроэнергию. Похожие примеры были в Коми и Башкортостане.
Сколько времени нужно Федеральной антимонопольной службе, чтобы изменить ситуацию с тарифным регулированием в России? По мнению его руководителя И. Артемьева, потребуется года три. Многое будет завесеть от того, какой из приоритетов для себя выберут президент и правительство. То есть, как они посмотрят на эту реформу. Пока все очень оптимистично.
Сделать тарифы прозрачными, понятными и справедливыми давно пора. Коммунальщики должны зарабатывать, а не обманывать население. Строить взаимоотношения с потребителями корректно и взаимоуважительно. Это конституционное право граждан. Согласно последним опросам, стоимостью жилищно-коммунальных услуг в нашей стране недовольны около четверти граждан. Эксперты склонны объяснять это тем, что люди не понимают, как рассчитываются тарифы, а главное, по мере роста не видят улучшения качества услуг. Поэтому революционная идея тарифного регулирования, предложенная Федеральной антимонопольной службой России, своевременная и довольно крутая. Вот только население сомневается, что эта идея в таком виде будет введена. Не допустят крупнейшие российские монополисты воплотить ее в жизнь. Слишком жирный кусок улетучится с их стола. Возникает вопрос. Не постигнет ли ее участь предложения оплачивать общедомовые нужды только по нормативу потребления? Идея очень хорошая, но выполнима ли она при такой коррупционности, которая буйно расцвела в сфере жилищно-коммунального хозяйства? Как говорится: поживем — увидим.