В конце третьего срока своего президентства и накануне очередных выборов Владимир Путин анонсировал изменение социальной политики. Причиной изменения курса следует считать нестерпимый разрыв между богатыми и бедными, который образовался в России. По словам главы государства, подобная ситуация сложилась еще до его прихода к власти в стране.
«Тенденция нехорошая, и она возникла не вчера и не сегодня, она возникла с самого начала 1990-х годов, с момента демонтажа советской социальной системы и развития рыночных отношений, некоторые были связаны с «шоковой терапией», — признал президент в своем выступлении на форуме «Российская энергетическая неделя».
Теперь это предстоит исправлять. Вопрос только — как? «Нам нужно многое менять в сфере социальной политики, нужно создать систему, при которой помощь государства будет целевым образом идти для тех категорий, которые в ней нуждаются, а не одинаково для всех, что сегодня наблюдается и в здравоохранении, и в сфере социальной поддержки», — пояснил президент.
Слова президента звучат как минимум странно. Вся экономическая политика 1990-х как раз и сводилась к тому, чтобы сделать «не одинаково для всех». Прибыли приватизировались, убытки национализировались. И этот процесс продолжается. Так, по данным «Коммерсанта», в Москве запланирован эксперимент по софинансированию населением ранее бесплатных медицинских услуг.
Девяностые продолжаются?
При этом Путин напомнил, что под его руководством удалось снизить долю граждан, живущих за чертой бедности с 38% от населения до нынешних 15% (по данным Росстата 22 млн. человек). Хотя и признал, что за предыдущие два года это соотношение «немножко изменилось в худшую сторону». Сейчас же, верит президент, реальные доходы россиян и вовсе начали расти.
Между тем, показатель бедности рассчитывается относительно устанавливаемого государством прожиточного минимума, который на данный момент не превышает 10 тысяч рублей. Весьма вероятно, что он искусственно занижался чиновниками все последние годы ради улучшения статистики по бедности и другим социальным показателям.
Более объективные данные по ситуации с неравенством повода для оптимизма, увы, не дают. Так, согласно международному отчету The Global Wealth Report 2016 всего 1% россиян владеют 74,5% национального богатства. Причем тот же отчет в 2012 году приводил цифру в 71%. То есть со временем разрыв только увеличивается.
О том же свидетельствует и количество миллиардеров в России. Если в начале первого срока президентства Путина — в 2001 году, их было всего восемь, то затем их число постоянно росло (за исключением посткризисного 2009 года). В 2014 году в России было уже 111 миллиардеров. Впрочем, у президента есть еще шанс радикально изменить ситуацию.
В случае, если Путин будет баллотироваться на четвертый срок, его наверняка ждет успех. Согласно опросу ВЦИОМ, сейчас курс президента одобряют 82% россиян. Обладая таким огромным кредитом доверия, можно коренным образом изменить социальную политику в стране. Правда, для этого придется убрать из власти идейных наследников тех самых 1990-х.
Они, кстати, уже забеспокоились. Один из «вождей» либералов главред «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов поторопился разместить в подконтрольном ему журнале «Дилетант» опрос, где читателей спрашивают: «Считаете ли вы разрыв между богатыми и бедными в России следствием политики 1990-х?» Их волнение понятно, ведь все наследники Гайдара были бенефициарами той эпохи.
А вот активный политический деятель эпохи 1990-х Виктор Алкснис считает, что у власти было достаточно времени на то, чтобы переломить ситуацию, однако она им в должной мере не воспользовалась.
«Интересный подход президента РФ: «А я тут причем? Во всем виноваты «проклятые 90-е»!». Хотелось бы напомнить, что «проклятые 90-е» продолжались 10 лет и закончились 1 января 2000 года, т.е. 17 лет назад. А Владимир Владимирович Путин находится у власти уже 18 лет. Может, пора бы за эти годы хотя бы попытаться изменить упомянутую «тенденцию»? — раскритиковал президента политик.