К нашему несовершенному законодательству с его противоречиями, «лазейками», «дырами», привыкло не только население, но и бизнес-сообщество. Положения Законов, принимаемых Государственной Думой РФ, несистемны, нелогичны, нередко безграмотны с точки зрения современного литературного русского языка. Это приводит к трудности их понимания и применения. Поэтому собственникам жилья порой трудно разобраться в своих правах, обязанностях, в возможностях вариантов действий. В чем причина плохо проработанных законов? Почему законодатели продолжают штамповать их как пирожки? Прежде всего они, теперь все чаще в лице Правительства РФ, лоббируют интересы тех или иных структур, под которые пишутся законы. За примером ходить далеко не надо.
В конце июня прошлого года в ЖК РФ федеральным законом № 176-ФЗ внесен ряд изменений и дополнений. Одной из новых норм, действующей с 1 января 2016 года, предусмотрено, что если лицо нарушило порядок расчета платы за коммунальные услуги, повлекшее увеличение размера его оплаты, то оно обязано уплатить потребителю штраф в размере, установленном Правительством РФ, за исключением случаев, если такое нарушение было устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем (часть 6 статьи 157 ЖК РФ). К этому следует добавить «революционное» положение в отношении непрерывности предоставления и (или) надлежащего качества коммунальных услуг. Лицо, виновное в нарушении этого положения, обязано уплатить потребителю штраф в размере и порядке, которые также устанавливаются Правительством РФ (часть 4 статьи 157 ЖК РФ).
Казалось бы, такое усиление ответственности ресурсоснабжающих организа-ций можно только поприветствовать. Однако, как говорят у нас в народе, хотели сделать как лучше, а вышло, как всегда. Закон есть, но он не работает. Нет главного — подзаконного нормативного акта детально регулирующего правоотношения. Если в законопроекте федерального закона за некачественное оказание коммунальных услуг предусматривалась уплата штрафа в размере 30% от стоимости услуг, исчисленных за шесть последних месяцев, а за неправильный их расчет такие организации должны были уплатить 10% от разницы между правильной и неверно рассчитанной ценой, то в принятом Законе нет никакой конкретики. Законодатель прикрылся постановлением Правительства РФ, которого до сих пор нет. В итоге вместо компенсационных выплат население получило дырку от бублика.
Прошел уже год, как был принят вышеупомянутый Закон, а проблемы так и остались не решенными. Качество оказываемых населению услуг не улучшилось, чехарда с платежками продолжается. Однако Правительство РФ так и не разработало соответствующий нормативный правовой акт. Зато быстренько состряпало сразу три федеральных закона, которыми внесены серьезные поправки в Кодексы, регулирующие порядок судебного рассмотрения гражданских и арбитражных споров.
Согласно положениям одного из них, с 1 июня текущего года в стране действует упрощенный порядок взыскания задолженности за жилищно-коммунальные услуги. Закон разрешает ресурсоснабжающим организациям или управляющим компаниям предъявлять к должникам требования соответственно по коммунальным или жилищным услугам. Если сумма долга не превышает 500 тысяч рублей, то получить эти долги можно теперь не через судебное решение, что очень сложно, дорого и долго, а через судебный приказ. Мировой судья в течение пяти дней выносит его единолично на основании представленных документов, без разбирательства и вызова сторон. Извещение о вынесении судебного приказа направляется по месту жительства должника заказным письмом с уведомлением. У должника есть только 10 календарных дней после его получения, чтобы направить свои возражения мировому судье. Каких-либо аргументов приводить не нужно. Достаточно просто написать — «возражаю против исполнения судебного приказа». В этом случае судья отменяет свой приказ и разъясняет взыскателю, что он может попытаться взыскать долг в порядке обычного искового производства. Если же приказ вступит в силу, он направляется судебным приставам, которые могут наложить арест на банковские счета должника, начать удерживать деньги из его зарплаты или пенсии. Могут описать имущество. Такой порядок взыскания долгов довольно жесткий. Он не делает поблажек даже малоимущим и многодетным семьям. Всем давно известно, что большинство ресурсоснабжающих организаций «рисует» гражданам несуществующие долги, хотя они оплачивают оказанные услуги регулярно и в полном объеме. В связи с этим есть опасение, что теперь эти организации воспользуются предоставленной им возможностью и станут штамповать судебные приказы направо и налево, не утруждая себя проверкой правильности начисления платы. Ведь за это они пока не несут никакого наказания. В результате этого могут пострадать и добросовестные плательщики, которых среди пенсионеров и других категорий граждан большинство. Из этого следует вывод, что это игра в одни ворота. Бардак, существующий в ЖКХ, выгоден правительству. Лоббируя интересы монополистов, оно ведет полномасштабную войну против собственного народа, для которого вода, свет, газ постепенно становятся роскошью.
Долги по ЖКХ российских потребителей на начало текущего года составляли более одного триллиона рублей. Нет сомнений, что очередное повышение тарифов с 1 июля приведет к увеличению задолженности населения перед коммунальными организациями. Даже резкое увеличенние с начала этого года пени за просрочку платежей не помогает. Однако стоило ли прибегать в непростое для население время к фискальным и непроверенным мерам сразу через федеральный закон? Может сначала нужно было попробовать на «подопытных кроликах», как экспериментировали в регионах по социальному тарифу с электричеством и, признав ошибкой, отменили? Ведь то, что придумало правительство — это настоящий геноцид собственного народа.
Поэтому прежде чем предъявлять населению претензии по долгам, сначала, господа чиновники, наведите порядок в запутанной системе начисления платы за коммунальные услуги. Пока федеральная власть не сделает ее проще и доступнее для людей, им, похоже, так и придется «кувыркаться» с платежками и разбираться с мнимыми и настоящими долгами. Правительство РФ пляшет под дудку монополистов. Не привыкла она анализировать последствия принимаемых непродуманных решений. А какие последствия в таком случае будут не трудно догадаться. Они перерастут в серьезные массовые протесты, направленные не только против региональных, но и против федеральных властей.
Главная политическая партия страны превратилась в самого мощного лоббиста интересов российских монополистов, для которых главное — получить максимальную прибыль при любой ситуации. Все что сейчас творится в сфере ЖКХ, уже невозможно терпеть. Правительство каждый раз придумывает все новые и новые гадости. Такое впечатление, что проверяет народ — что, мол, и это стерпит? То, что происходит с оплатой коммунальных и жилищных услуг, это, вновь, повторяю, геноцид собственного народа. Иначе и не назовёшь.
Госчиновники на разумный контакт с представителями общественности, представляющими интересы населения, не идут. О нем власти вспоминают лишь только перед очередными выборами, когда можно наобещать золотые горы, а потом все забыть. Престиж депутатов, особенно от партии власти, в народе слишком низок. Не уважает народ таких избранников, поэтому так неохотно идет голосовать. Он видит в них пиявок, присосавшихся к высоким зарплатам и хлебным местам. Каким будет новый состав Госдумы РФ и регионального парламента — это зависит от самого народа. Теперь слово за ним. Если перефразировать известную песню из кинофильма Эльдара Рязанова, то думайте сами, решайте сами, как и за кого голосовать. С кого потом можно будет спросить. Кто разрулит, наконец, накопившиеся проблемы, и не только в ЖКХ. Народ хочет видеть результаты не завтра, не через год, а сегодня.