Доктор политических наук Сергей Обухов в своем telegram-канале @Obuhov.PRO продолжает зарисовки и анализ президентской кампании. Публикуем очередную сбойку его оценок итогов предвыборной борьбы.
Итак, английский премьер-министр Тереза Мэй со своим газом «Новичок» сделала то, что не в силах была сделать Администрация Президента, которая, к слову, провалила обещанную явку в 70 процентов. Путин под угрозой внешнего врага консолидировал вокруг себя большинство граждан.
Кстати, когда на Манежной появился одинокий Путин, толпа любителей концертов, несмотря на все старания, ликовала как-то не очень. И две попытки Путина уйти со сцены красиво, также говорят о многом.
Первый раз после жидких вскриков: «Путин!», «Путин!», Самому пришлось организовывать скандирование: «Россия!», «Россия!». И второй раз, уже окончательно удаляясь со сцены, Лидеру пришлось пережить неловкие секунды тишины толпы, так как скандирование прекратилось до того, как он покинул сцену.
Одиночество Путина, переходящее в отчуждение.
Что имеем в итоге? Подвешенное правительство (президент теперь будет думать о его составе до инаугурации), мельтешащие фигуры из ОНФ и ЕР, в страхе ищущие своё место в реальности «77 процентов», где они не очень нужны. И самое главное – «прижавшее уши» общество, голосовавшее по принципу «лишь бы не было войны».
Социальная структура нового путинского большинства - это корпорации: пенсионеров, бюджетников, силовиков и тех самых работников госкорпораций. Этого достаточно для демонстрации внешнему миру внутренней консолидации, но это не те социальные группы, которые обеспечат «драйв» в развитии обществу.
Путин не смог консолидировать общество на внутренней повестке дня. Это его самое большое поражение на этих выборах. И удерживать тлеющее и расползающееся из-за внутренних настроений общество только за счёт внешнего фактора - это усиливать гниение.
Ближайшие шесть лет - это гонка одинокого Путина неизвестно куда и за какими целями (цель воспроизводства власти уже решена) по трясине внутреннего гниения. И перескакивание с кочки на кочку, пока предыдущая кочка не хлюпнула и не ушла из-под ног, как болотный пузырь.
Понятно, что нынешняя партийно-политическая система де-факто уничтожена результатами голосования. И хотя Путин объявил, что ПОКА конституционной реформы не будет, всем ясно - на партийном фланге осталась только КПРФ. Пусть ослабленная, но в новом качестве и с новым электоратом.
Объективная реальность - пенсионеры партию сдали. Но КПРФ смогла опереться на более молодые слои, в том числе тех, кому от 18-25 лет. Если не произойдёт необходимой содержательной и технологической модернизации партии - эти нетерпеливые новые слои могут начать поиск другой политической альтернативы.
В общем, первый итог выборов: одиночество Путина и сохранение единственной левой альтернативы его государственному капитализму для друзей и клиентеллы.