Расходы на холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, с 1 января 2017 года включены в состав платы за содержание и ремонт жилья.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 г. № 1498 в некоторые федеральные нормативные правовые акты внесены поправки, важные для понимания новых правил об оплате таких расходов. Они переведены из коммунальных услуг в сугубо жилищные. Таким образом, с 1 января злополучные ОДН из платежек расчетных центров вернулись туда, откуда и пришли несколько лет назад — в квитанции за жилищные услуги.
Тем не менее, следует помнить о том, что вышеуказанным постановлением в Правила № 354 и 491 внесены изменения, в соответствии с которыми плата за энергоресурсы на ОДН включается в плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, в том случае, когда такой дом находится в управлении управляющей компании, ТСЖ, ЖК, ЖСК или СПК. Это же требование распространяется и на случаи, когда между ресурсоснабжающей организацией и потребителями действуют прямые договоры (части 17 и 18 статьи 12 Закона № 176-ФЗ, пункт 30 Правил заключения договоров ресурсоснабжения). Начислять ОДН в таких случаях будут не ресурсоснабжающие организации, а ТСЖ или управляющие компании.
Минстрой РФ 30 декабря 2016 года выпустил большое информационное письмо. В числе прочего там указано, что управляющие компании или ТСЖ при выставлении собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений счетов за обслуживание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в первом полугодии текущего года плату за ОДН по каждой коммунальной услуге должны указывать отдельной строкой. Это позволит гражданам понять, за что они платят, и проверить правильность начислений. Кроме того, в целях более подробного информирования населения о произошедших изменениях, предложено на обороте платежных документов, начиная с января и в течение первого полугодия 2017 года, размещать информацию об указанных изменениях, а также номера телефонов, по которым можно получить более подробную информацию.
Обращаю ваше внимание на то, что новый порядок платежей за ОДН не применяется для домов с непосредственным управлением и тех многоквартирных домов, где способ управления не выбран или выбран, но не реализован. Собственники и наниматели помещений таких домов по-прежнему будут платить за ОДН ресурсоснабжающим организациям в составе платы за коммунальные услуги (пункт 40 Правил № 354). Кроме того, в соответствии с этим же пунктом, вне зависимости от способа управления многоквартирным домом, весь объем тепловой энергии, используемой в таком доме в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, оплачивается населением в составе платы за коммунальную услугу по отоплению. Плата вносится совокупно без разделения на плату за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении и плату за ОДН, в том числе, и после 1 января.2017 года.
Теперь немного о нормативах потребления. Правительство РФ поручило региональным властям до 1 июня текущего года разработать и утвердить новые нормативы потребления холодной и горячей воды, их водоотведение, а также электроэнергии, используемых на ОДН. Методика их расчетов прописана в постановлении Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306. До этой даты при расчете размера платы за ОДН будут применяться нормативы потребления соответствующих коммунальных услуг, которые установлены постановлением регионального министерства ЖКХ от 27.08.2012 г. № 144-П (в редакции постановления № 39-П от 09.09.2016 г.). Это не противоречит федеральному законодательству. В части 10 статьи 12 Закона № 176-ФЗ сказано, что при первоначальном включении в плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома расходов на общедомовые нужды, их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на такие цели, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. При этом решения общего собрания собственников помещений не требуется.
Не будем сейчас разбираться в хитросплетениях федерального законодательства и действиях собственников жилья после принятия областным органом исполнительной власти решения об уста-новлении соответствующих нормативов потребления на общедомовые нужды. Тем более, что в СМИ вновь появилось сообщение о том, что Минстрой РФ предлагает исключить из цепочки платежей посредников в виде управляющих организаций. В связи с этим возможно что-то изменится в методике расчета объема энергоресурсов, израсходованных на ОДН. Хотя такая возможность призрачна. Ведь то, что сейчас предложило Правительство РФ, в народе называют — менять шило на мыло. Убедитесь в этом сами.
Воду и электроэнергию, используемые на ОДН до января текущего года, оплачивали жильцы многоквартирных домов. Плата включалась в состав коммунальных услуг. Она складывалась из разницы между показателями общедомовых приборов учета и суммой показаний индивидуальных счетчиков в квартирах, вместе с нормативными объемами тех, у кого нет индивидуальных приборов учета. Весь «небаланс» попадал в ОДН и распределялся на всех жителей пропорционально площади квартиры. В этот «небаланс» входили и объемы энергоресурсов, которые некоторые жильцы не оплатили или которые были украдены. Этот расчет объемов на ОДН сейчас не поменялся. Тогда в чем смысл нововведений? Тем, что теперь плата за ОДН будет взиматься в рамках платы за содержа-ние общего имущества? Это равносильно перекладыванию чего-то из одного кармана в другой. Нас уверяют, что речь идет о чисто техническом перераспределении и не предполагает увеличения платежей. И вновь возникает вопрос. А кто в первом полугодии текущего года будет оплачивать сверхнормативный расход общедомовых нужд?
Видите сколько вопросов. А вот премьер-министр Д. Медведев на совещании со своими заместителями заявил, что новый порядок повысит прозрачность формирования оплаты и сделает ее бо-лее предсказуемой для населения. Ему вторит Минстрой РФ, который полагает, что новый порядок начисления платы за ОДН вносит ясность в систему оплаты жилищно-коммунальных услуг. Известно, что большинство потребителей до сих пор не понимает, кому и за что они платят. Кроме того, он, по мнению министерства, повысит собираемость платежей в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Многие, наверно, помнят, по какой причине в 2012 году из коммунальных услуг выделили оплату общедомовых нужд. Вот именно! Тогда Правительство приводило те же аргументы. Тогда ни оно, ни парламентарии, как всегда, не услышали мнение ведущих экспертов и юристов России по поводу расчета платы за ОДН. Они тогда сделали однозначный вывод: выделение этой платы из общего платежа нецелесообразно, так как формулы расчетов таковы, что они на практике приведут к постоянному злоупотреблению. Что из этого вышло, испытали на своей шкуре все. Расход на ОДН для большинства граждан до сих пор — темный лес. Прошло чуть более четырех лет. И вот снова очередные нововведения, на основании которых у управляющих компаний и ТСЖ, якобы, появится стимул контролировать расход ресурсов на ОДН и не распределять их на всех жильцов. Правительство уверяет граждан, что нововведения рассчитаны на то, что УК и ТСЖ теперь будут финансово заинтересованы экономить электричество, ставить в подъездах энергосберегающие лампы, активнее использовать энергосберегающие технологии и бороться с воровством энергоресурсов. Тогда почему эти организации в течение многих лет не занимались этим? Что им мешало это делать? Возможно, в этом виновато Правительство РФ? Может, оно, недостаточно контролировало деятельность этих организаций, особенно управляющих компаний? А может, не стимулировало их?
О намерении ликвидировать оплату за ОДН, как отдельный платеж, и включить его в плату за содержание и ремонт общего имущества заявил еще в мае 2015 года заместитель министра Минстроя РФ А. Чибис. В интервью «Российской газете» он рассказал о проблемах расчетов платы за ОДН, которые иногда получались больше, чем внутриквартирное потребление. «Со следующего года мы уберем графу «общедомовые нужды» и включим их в плату за содержание жилья в размере, который будет ограничен нормативом потребления. Человек должен четко понимать, что он платит исключительно за тот свет, который необходим для освещения подъезда, придомовой территории и работы лифта. И за ту воду, которая нужна для влажной уборки подъезда, промывки систем и полива газо-нов. И больше никаких скачков платы за ОДН не будет». Некоторые эксперты считают, что подобный перенос способствовал бы повышению заинтересованности УК и ТСЖ в экономии энергоресурсов. Однако, ожидаемый перенос стоимости ОДН в состав платы за содержание жилья так и не состоялся. В платежном документе, направляемом собственнику, по-прежнему будут выделять отдельно сумму оплаты за содержание общего имущества и сумму расходов на ОДН. И платеж за ОДН будет по-прежнему полностью перечисляться ресурсоснабжающим организациям. Разве монополисты упустят свое?!
Управляющие компании тоже находят возможность при удобном случае нажиться за счет собственников жилья. По закону они в первом полугодии должны платить за ОДН по тем нормативам соответствующих коммунальных услуг, которые, как было указано выше, действовали в ноябре 2016 года. Однако, как показывает сегодняшняя действительность, там, где есть соблазн поживиться за счет кошельков населения, этим всегда не преминут воспользоваться чиновники, кем бы они ни работали.
Так руководство одной управляющей компании, работающей в городе, уже в январе текущего года выставила счета собственникам и нанимателем жилья с явным нарушением региональных и федеральных нормативных правовых актов. В постановлении регионального министерства ЖКХ от 27.08.2012 г. № 144-П (в редакции постановления от 09.09.2016 г. № 39-П) указаны только нормативы на холодную и горячую воду. Норматива на водоотведение нет. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 г. № 344 из подпункта «в» пункта 4 Правил № 354 плата за водоотведение из помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, исключена. Однако, управляющая компания выставила собственникам счета с учетом не существующего норматива, тем самым значительно увеличила стоимость оплаты за ОДН. Кроме того, руководство компании, в нарушение действующего жилищного законодательства, которым применение повышающих коэффициентов при оплате общедомовых нужд не предусмотрено, увеличила общую стоимость оплаты в полтора раза. То есть применила коэффициент 1,5.
Вседозволенность и беззаконие порождает у чиновников разного ранга уверенность, что они могут делать все, что им захочется. Они считают, что если нельзя, но очень хочется, то можно навести тень на плетень, а при удобном случае даже нарушить закон. Они используют любые пробелы, а их в нашем законодательстве вполне достаточно, чтобы обосновать свои действия. И если их когда-нибудь припрут к стенке неопровержимыми фактами нарушений, то они, будьте в этом уверены, найдут какой-нибудь способ уйти от ответственности. На это они мастера. А кто пострадает? Конечно граждане.
Вот такая ситуация на сегодняшний день с очередным изобретением Правительства РФ. Что будет дальше — поживем, увидим. К этой теме мы еще не раз будем возвращаться на страницах нашей газеты.