Во второй половине июня в Ереване и ряде других городов Армении вспыхнули социальные протесты масс, которые были недовольны очередным актом олигархического грабежа - подъёмом тарифов на электроэнергию, инициатором которого выступила компания «Электросети Армении». Это был бы третий подъём тарифов на электроэнергию за последние 2 года.
Первые митинги в Ереване начались 17 июня. Группа активистов забросала помидорами и яйцами здание Комиссии по регулировании общественных услуг (КРОУ). Число участников первых акций не превышало 1500 человек. В числе организаторов отмечались многочисленные группы местных активистов, в том числе анархистов. В результате стычки с полицией шесть человек были задержаны. 19 июня в армянской столице состоялся массовый митинг, организованный общественной инициативой «Нет грабежу!». Его участники решили устроить сидячую забастовку и заблокировали движение на проспекте Баграмяна неподалеку от здания президентской администрации.
Таким образом возникла сидячая акция протеста, участники которой с одной стороны, не собирались расходиться, но с другой стороны, не желали переходить к каким-либо более радикальным действиям, несмотря на нежелание властей идти на уступки.
22 июня власти пошли на разгон сидячего митинга с помощью полицейских водомётов и дубинок.
Впоследствии один из участников протеста рассказал в интервью активистке московского горотделения ЛКСМ Екатерине Кибукевич:
«Никакого оружия, призывов к насилию, и.т.д., и.т.п. не было. Всегда говорилось, что протест по своей сути мирный. И вот вчера мы решили перенести место забастовки на другую улицу, где находятся парламент и резиденция президента. Перекрыли улицу, сидели спокойно. Ночью уже они начали на машинах разъезжать с водомётами. Вроде как для устрашения. Никакого оружия, никаких призывов к насилию, повторяюсь, не было. Где-то к утру сказали, пусть пятеро человек пойдут к президенту и обсудят вопрос. Мы отказались. После чего началось вот это вот. Они сначала сказали – уходите, иначе придется применять силу по закону, а мы клали на их закон. Никто с места не шевельнулся. Начали стрелять. Стреляли с водометов, били, пятеро в реанимации, забирали всех в отдел без исключения. Сопротивления почти не было. Бежали кто куда, а полицейские гнались за нами. Те, кто уже были в паре километров от места акции, садились перевести дух, а они догоняли и забирали. Потом ещё те, кто остались, собрались на прежнее место забастовки, откуда их никто не разгонял. Но полицейские приходили и забирали оттуда тоже. Моего брата двоюродного забрали, очень многих знакомых. Держали в отделе без еды, воды 11 часов, не вызывали скорой помощи, когда требовали, в центральных районах ещё более-менее без насилия обходилось, а там где тихо, людей избивали. Некоторые до сих пор сидят в отделениях. Сейчас много человек на площади Свободы собралось. Посмотрим, что будет дальше».
Несмотря на жесткий разгон митинга и арест нескольких сотен человек протесты возобновились уже на следующий день. При этом протестующие по-прежнему декларировали намерение избегать насилия.
24 июня протестные массы и власть обменялись ультиматумами. Участники акции потребовали, чтобы президент до полудня отменил решение о росте тарифов. Начальник полиции Еревана Ашот Карапетян, в свою очередь, предупредил, что если протестующие не разойдутся до 10:00 (9:00 мск), то будут приняты меры для того, чтобы разблокировать проспект. К указанным срокам ни один из ультиматумов выполнен не был. Однако, не произошло и какого-либо обострения конфликта.
Протестную кампанию поддержали во втором и третьем по величине городах Армении - Гюмри и Ванадзоре. Там также прошли акции против повышения тарифов, хотя и менее масштабные. Также, по информации местной службы «Радио Свобода», сидячие акции протеста прошли и в некоторых других городах: Аштараке, Спитаке и Сисиане.
Столь значительные протестные акции всколыхнули информационное пространство не только Армении, но и других стран, из них в первую очередь – России и Украины.
Так среди российских СМИ имеется стремление к поиску «руки Госдепа», вместо анализа причин протеста. Тем временем украинские СМИ толкуют данный протест как «народную проевропейскую революцию против власти Сержа Саргсяна и России в целом». Также против митингов ведут информационную войну паблики армянского антимайдана, созданные «В контакте».
Действительно, среди участников протестов присутствовали люди, которые были бы не прочь организовать местный майдан, но они пребывают в абсолютном меньшинстве. Ранее бывший советский диссидент, лидер партии «Объединение «Национальное самоопределение» Паруйр Айрикян вместе с соратниками пришел на митинг с флагами Евросоюза, что вызвало недовольство и разъярило участников протестной акции. Айрикян с соратниками под свист и скандирование «уходи» покинул центральную часть проспекта.
Таким образом, флаги ЕС и идеи евроинтеграции не были приняты протестующими, как, впрочем, и какие-либо политические идеи.
Безусловно, одним из антироссийских аргументов мог являться факт, что компания «Электрические сети Армении», которая выступила с инициативой очередного повышения тарифов, на 100% принадлежит российской компании Интер РАО. Вообще, вмешательство российского империализма во внутреннюю жизнь Армении очень велико: под контролем российского бизнеса находятся железные дороги, газоснабжение, интернет, сотовая связь и многое другое.
В самой Армении эксперты заявляют, что митинги были обусловлены прежде всего социальным недовольством.
Например, политолог Грант Мелик Шахназарян говорит: «Шествие протеста однозначно имело социальную направленность… Иное дело, что ее [проблему] пытаются политизировать, и, насколько бы странным ни казалось, в основном эти попытки совершают зарубежные СМИ, особенно украинские и российские».
Не согласны с отождествлением майдана и митинга «Нет грабежу!» и сами участники.
Так один из участников - Н. Хачатрян заявил: «Не имеет значения, российская компания или нет. Здесь речь идет о массовом грабеже, и с этим не согласны и молодые, и те, кто постарше».
Скорее всего, протест под антироссийскими лозунгами не будет популярен. Во-первых, РФ остается для Армении гарантом стабильной государственности, учитывая как расположение рядом с Армений двух недружественных соседей – Турции и Азербайджана, так и проблему Нагорного Карабаха. Во-вторых, РФ является территорией заработка для многочисленной армянской диаспоры.
Следует заметить, что причина столь массового протеста в Армении очевидна - это крайне бедственное положение масс. Армяне больше всех платят за электричество в бывшем СССР, даже больше, чем в Москве, которая известна своей дороговизной. Средняя зарплата в Армении составляет 180 тысяч драм (около $380), уровень безработицы при этом достаточно высок – 17,8% только по официальным данным. Армянская экономика сильно зависит от России, поэтому кризис в РФ неизменно вызвал экономические проблемы и в Армении.
Ситуацию в Армении прокомментировал политолог А. Искандарян: «Политически говоря, Армения смахивает скорее не на Европу, а на Латинскую Америку, причем на Латинскую Америку уже достаточно давнюю. Протесты происходят по самым разным причинам, от архитектурных и экологических до социальных, – констатирует он. – Когда причины социальные, то на протест людей просто приходит больше, и причина этого коренится в общей социальной ситуации, в расколе общества, в том, что общество довольно сильно отчуждено от власти, в слабой легитимности власти».
Между тем, в нарастании конфликта между властью и протестантами возникла пауза, которая привела к резкому снижению числа участников митинга до начальных 1500.
27 июня президент Серж Саргсян пообещал подвергнуть «Электросети Армении» аудиторской проверке, одной из целей которой является установить законность идеи об очередном повышении тарифов на электроэнергию. Помимо этого, Саргсян заверил, что до окончания проверки компании, правительство Армении возьмёт на себя груз оплаты по новым тарифам.
В настоящее время протесты прекращены.
К сожалению, в числе организаторов протеста «Нет грабежу!» не были замечены коммунисты. Между тем хотелось бы, чтобы все эти митинги привели к росту классовой сознательности угнетённых масс, а не превратились в очередное противостояние «русского мира» и «европейского выбора».