Самый громкий побег в истории ГУЛАГа произошёл в 1948 году в одном из Колымских лагерей прииска им. Максима Горького под номером три. Тогда 12 заключенных устроили стихийный бунт, вскрыли склад с оружием и перебили малочисленную охрану лагеря, после чего бежали в тайгу.
Они смогли дать настоящий бой войскам НКВД. Этот побег не вошёл в историю, но Варлам Шаламов позже описал его в рассказе «Последний бой майора Пугачева».
Прототипом киногероя майора Пугачева был некто Иван Тонконогов – инициатор побега.
В лагере Иван Тонконогов не ходил в общелагерную столовую, продукты ему приносили прямо в камеру (мясо, водка, гуляш, жареные грибы, вареники со сметаной), также разрешалось использовать гитару и патефон, так как он был бригадиром лагеря. Барак бригады не запирали на ночь. Но условия все же в лагере были строгими. Тонконогову исполнилось недавно 28, а сидеть оставалось еще 20 с лишним.
Он был осужден за пособничество немцам, так как в годы войны работал полицаем в западных областях Украины. Условия были очень тяжелыми: могли избить, поломать кости. В команду Тонконогова входили в основном бывшие полицаи и ОУНовцы (бандеровцы).
В рассказе Варлама Шаламова советский офицер майор Пугачев, попавший в плен к немцам, сбежал во время стихийного бунта и сумел добраться до своих, после многочисленных пыток и допросов был объявлен шпионом и предателем, после чего сослан на Колыму.
Ивана Тонконогова выследили и задержали, после чего приговорили к расстрелу, потом смертную казнь ему заменили длительным сроком каторжных работ.
К побегу зеки готовились основательно. Запаслись спичками, украденным на золотом прииске, провизией и просмолили сапоги дегтем, чтоб они не развалились во время побега.
По правилам лагеря, если побег совершался группой, то отказаться было нельзя. Все участники побега считали, что осуждены несправедливо. Тогда побеги из лагерей были явлением не только массовым, но даже модным. За один только 1948 год из Колымских и Соловецких лагерей бежало порядка 9 тысяч заключенных.
Была плохая охрана и контроль. Надзиратели и охранники систематически нарушали служебные инструкции, часовые на вышках и по периметру не выставлялись, то есть один пистолет три овчарки против почти пятисот зеков.
Войдя в камеру к Тонконогову, охранник не успел расположиться, как два зека набросились на него и задушили, спрятав тело. Взяли одежду охранника и револьвер для маскировки в лагере, погасили свет. Затем зеки высадили окно в бараке, где располагался взвод охраны, среди солдат началась паника, зеки перебили их, после чего разобрали оружие, потом бежали тайгой, не разбирая дороги.
Но уже через 20 минут объявили погоню, подключив областные войска НКВД. Их догнали, завязался бой возле ручья, группа зеков начала отступать, одного из них смертельно ранили, после чего Тонконогов добил его.
Янцевич, несший золотой запас группы, откололся в ходе боя, после чего утонул в болоте. Основная группа питалась сырыми грибами и ягодами, потом изможденные и уставшие уголовники упали, но было уже поздно: лес уже прочесывали, засады были расставленные, беглых зеков поймали и перестреляли. Тайга – зеленый прокурор, вынесла свой приговор.