Ко Дню русского языка
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Как метко и проницательно охарактеризовал Иван Тургенев роль русского языка в жизни русского человека!
И за что же ещё уцепиться в царстве лжи, несвободы и несправедливости, как не за русскую литературу? Ведь именно читая классику, находишь ответы на самые острые и проблемные вопросы, волнующие наших современников. Кому на Руси жить хорошо? Кто виноват? Что делать?
Неслучайно и Днём русского языка стал день рождения Александра Пушкина, ведь он - наше всё!
Удивительно, но именно в советские годы к Пушкину приходит поистине всенародная слава. Именно Ленин - этот величайший революционер всех времён и народов, совершивший социальную революцию планетарного характера, поднял миллионы русских крестьян, пребывавших до той поры в невежестве, до уровня Пушкина и Лермонтова, Некрасова и Гоголя, Грибоедова и Тургенева.
Подумать только! Гремела гражданская война, исход которой был ещё неясен, а Ленин, вопреки призывам «сбросить Пушкина с корабля современности», составлял список памятников, которые необходимо установить в городах новой России: писателям, художникам, композиторам прошлого. Издавались новые книги, открывались библиотеки и музеи, шла повсеместная борьба с безграмотностью. Решением Ленина был открыт в Ясной Поляне музей Льва Толстого, память о котором царское правительство не желало увековечивать, - ведь тот был отлучён от церкви. При Ленине был установлен в Москве памятник Достоевскому - автору «контрреволюционных», как тогда считалось, «Бесов».
Зачем, казалось бы, приобщать освобождённый революцией народ к произведениям классово чуждых элементов? Парадоксально, но как раз для того, чтобы та самая «Россия, которую мы потеряли», «где тягостный ярем до гроба все влекут, надежд и склонностей в душе питать не смея», навсегда ушла в прошлое. Ленин как будто бы осуществил мечту Пушкина, ответив делом на риторический вопрос поэта, заданный им всё в той же «Деревне»: «Взойдёт ли наконец прекрасная заря?»
Взошла. Но чтобы построить новый мир, нужны не только социальные реформы, но и культурное просвещение, без которого народ не сможет стать полноправным субъектом истории, а будет лишь объектом манипуляции в руках господствующего класса. А просвещённый и мыслящий народ, сохраняющий, к тому же, память о «французских булках» для избранных, не позволит снова загнать себя в стойло на барских конюшнях.
Быть может, именно поэтому вот уже не один десяток лет так настойчиво отлучают людей от литературы, что она заставляет самостоятельно мыслить и воспринимать события современности критически, а не пользоваться готовыми штампами и клише. Безграмотным и безвольным народом управлять легко. У нас уже отняли общенародную собственность и поделили её между избранными, отняли несколько лет жизни путём пенсионного ограбления, отняли все права и свободы, теперь отнимают жизнь «за чей-то чужой интерес». Под запрет попали любые высказывания не в духе «официальной народности», а за лишние слова можно получить реальный срок.
Но культуру нашу отнять у нас нельзя, а запретить не хватит духу. Именно культура всегда давала чёткую оценку событиям и процессам прошлого и настоящего, выносила им свой приговор - обвинительный или оправдательный. За неё только и можно уцепиться даже в самые смутные и подлые времена. А история когда-нибудь всё расставит по своим местам.
И пока с нами Пушкин и русский язык, «пока свободою горим, пока сердца для чести живы», пока сохраняем «дум высокое стремленье», есть надежда, что всё это сегодняшнее неустройство не навсегда, что выберемся мы, русские, из нынешней беды, а возможно, и укажем ещё человечеству путь к светлому будущему. Было ведь такое в истории, и не так давно.