Итак, 25 января 1918 (07.02.1918 г. по н.с.) под руководством большевиков астраханские рабочие в союзе с рыбацко- крестьянской беднотой одержали полную победу над силами контрреволюции.
Перед народной властью встали сложные задачи: создать новый советский государственный аппарат, приступить к хозяйственному строительству на основе декретов II Всероссийского съезда Советов: практически решить земельный, водно-ловецкий, национальный вопросы, оживить промышленность. И всё это при бешеном сопротивлении эксплуататоров всех мастей.
Постановлением Губисполкома от 19.02.1918 г. были упразднены все сословные организации в Астрахани. Другое важное мероприятие – отделение церкви от государства и школы от церкви.
Огромное значение в условиях Астраханского края имело решение национального вопроса и завоевание на сторону Советской власти казачества. Уже I съезд Советов Астраханского края (27.01) предоставлял казахам, татарам, калмыкам одинаковые с русскими права, в том числе в пользовании землёй и рыболовными угодьями.
Большую работу вёл мусульманский военно-революционный комитет (впоследствии комиссариат по национальным делам). Среди его активистов выделялись Ибрагим Акчурин, Бичурин, Хасян Комочков, Ахмет Умеров, Муслим Фатхуллин.
Трудовое казачество Астраханского края после разгрома контрреволюции, убедившись в преступности январской авантюры, затеянной казачьим офицерством, в союзе с буржуазией, повернуло в сторону Советской власти.
1.02 1918 г. казачья делегация на заседании губисполкома заявила о признании Советов единственной властью. Она также доложила, что контрреволюционный штаб во главе с атаманом Бирюковым арестован.
Выполняя решения 1-го съезда Советов Астраханского края, губисполком издал 20.02.1918 г. постановление о роспуске войсковых соединений астраханского казачества. Далеко не все казаки признали этот акт. Очень многие, искренне признавая Советскую власть, не хотели ликвидации своей сословной организации.
Основные политические задачи были решены. На первый план выдвигались задачи хозяйственные. Экономическое положение нашего края в феврале-марте 1918 г. было тяжёлым. Основная отрасль – рыбная промышленность – была в состоянии разрухи, работало не более 10% рыболовных предприятий.
Водный транспорт по образному выражению члена ЦК РКП (б) Артёма (Ф.А. Сергеева), побывавшего в это время в Астрахани, напоминал собой «… огромное кладбище барж и судов». Из-за разрухи на транспорте рыботовары не отгружались в промышленные центры страны. Предприятия закрывались или сокращали производство. Росла безработица. В Астрахани было до 25 000 сезонников без устойчивых средств существования. Царил денежный кризис. Рабочие не получали зарплату, солдаты и служащие – жалование, солдатские семьи – пособия. Большой материальный урон астраханцам был нанесён в ходе вооружённой борьбы.
Чрезвычайно тяжёлым было положение с хлебом. Была предпринята ледовая экспедиция за хлебом в Порт- Петровск (сегодня Махачкала). В тяжёлых условиях, пробиваясь сквозь льды и туманы, «Каспий» привёл в Астрахань караван барж с хлебом. Это отодвинуло на некоторое время угрозу голода в городе, привело к оживлению работы на предприятиях.
С 28 февраля по 9 марта 1918 г. проходил губернский съезд Советов.
С докладом по рабочему вопросу выступил председатель губсовпрофа А.Е. Трусов. Он подчеркнул задачи рабочих и крестьян в восстановлении разрушенных Первой мировой войной и в ходе контрреволюционного мятежа в Астрахани промышленности и сельского хозяйства, призвал делегатов к борьбе за повышение производительности труда на производстве, к укреплению союза рабочих и крестьян. Съезд утвердил практические меры по борьбе с разрухой.
На основании исторического декрета II Всероссийского съезда Советов о земле, губернский съезд 09.03.1918 г. постановил:
1. Вся земля, имеющаяся в Астраханском крае, … составляет общенародный фонд.
2. Частная собственность на землю, недра, леса и сады и все живые силы природы в пределах астраханского края отменяется навсегда».
Съезд подчеркнул: «право пользования землёй не может быть ограничено ни полом, ни вероисповеданием, ни национальностью». Были конфискованы все дворянско-помещичьи земли, которых в Астраханской губернии было 133900 десятин. Затем были изъяты земли и других крупных землевладельцев. В течение весны и лета 1918 г. в распоряжение местных советских органов губернии поступило 1 851 238 десятин земли. Они передавались в пользование малоимущим крестьянским и ловецким хозяйствам.
На этом съезде было подтверждено решение январского краевого съезда Советов о национализации вод и рыбных промыслов. Но 1918 г. был объявлен переходным: если местные Советы, кооперативные товарищества, артели не сумеют освоить все национализированные рыбные промыслы, то часть их, чтобы не сокращать получение рыбной продукции, может оставаться в руках прежних рыбопромышленников. Часть хозяев встала на путь саботажа. Но его пресекли фабзавкомы и контрольные комиссии, состоящие только из постоянных служащих и рабочих, специалистов рыбного дела.
Перестройка хозяйства на социалистический лад проходила отнюдь не гладко. Например, многие мелкие товарищества, проработав весеннюю путину 1918 г., использовав запасы соли, промысловый инвентарь, делили прибыль и ликвидировали предприятия.
Пользуясь экономическими трудностями, спекулируя на нуждах трудящихся, свергнутая буржуазия развернула контрреволюционную агитацию, стремясь доказать, что виновниками всех бед народа являются большевики и Советская власть.
7 марта 1918 г. астраханские меньшевики выдвинули на своём собрании требование: отторгнуть от Советской республики Астраханскую губернию, превратить её в краевую буржуазно-демократическую республику.
Антисоветские элементы использовали продовольственные трудности. С середины марта 1918 г. они развернули кампанию под лозунгом «Свободу торговле», стремясь сорвать хлебную монополию и твёрдые цены на хлеб. Они пустили слух, что монополия хлебной торговли отменена и разрешается свободная продажа хлеба. Сотни мешочников кинулись разоружать советские отряды, охранявшие вагоны с продовольствием. В некоторых местах хлебная монополия была нарушена. Число спекулянтов росло. Это больно ударило по рабочему классу и бедноте, которые не могли платить втридорога за хлеб по рыночным ценам. В апреле 1 918 г. хлебный паёк снизился до четверти фунта (менее 100 граммов). Надвигался голод. Особенно тяжёлое положение с продовольствием сложилось в Красноярском уезде.
15 апреля губисполком издаёт постановление о равномерном распределении продовольствия между всеми жителями Астраханского края как городских, так и сельских.
19 апреля губисполком командирует в хлебные районы уполномоченных для обмена рыбы, сухофруктов и других товаров на хлеб. Но борьба за хлеб принимала всё более острые формы.