Историю Октябрьской революции вот уже 100 лет представляют с различных позиций. Буржуазные идеологи определяют её то как «большевистский переворот» экстремистов, рвущихся к власти, то как историческую ошибку большевиков, совершивших «насилие над народом и историей».
Отказ буржуазных историков считать Октябрьскую революцию Великой – явное нарушение принципа историзма. Французская революция XVIII в. обусловила переход европейских стран в капиталистическую формацию, дала человечеству «Декларацию прав человека и гражданина» и вошла в мировую историю как Великая французская революция, что до сегодняшнего дня составляет гордость французов.
Октябрьская революция совершила первый прорыв к социалистической формации, дала человечеству «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и «Декларацию прав народов России». С неё начинается новый этап истории человечества.
«Октябрьский переворот» совершила кучка большевиков, опираясь на самые тёмные слои населения Российской империи», - лейтмотив проправительственной пропаганды накануне 100-летия этого события.
Рассчитывать на принятие этой догмы могут только те, кто уверен, что 30 лет лжи о нашем прошлом совершенно лишили граждан России исторической памяти. Но мы помним. Российский пролетариат, обладавший высокой организованностью, коллективистской психологией, к 1917 г. имел большой опыт политической борьбы. Его классовые противоречия с буржуазией достигли высокой остроты, особенно в годы Первой мировой войны.
Крестьянство – основная масса населения России – сохранила сельскую общину. Общинная коллективистская психология, уравнительное землепользование способствовали восприятию социалистических общественных отношений. Помещичье землевладение и многовековой культурный разлом на патриархальную крестьянскую общину и европеизированных господ усиливали противоречие между ними.
В России исторически сложился слой революционной интеллигенции, воспринявшей идеи декабризма и народничества, которая видела свою высшую цель в служении трудовому народу и понимала бесперспективность капиталистического пути для России. Соединение революционной интеллигенции с рабочим движением и крестьянскими чаяниями определяло движение России к социализму.
Октябрьская революция – событие, в котором слились мощнейшие потоки: пролетарская социалистическая революция; крестьянская буржуазно-демократическая, не завершенная в феврале, национально-освободительная борьба народов, поднимающихся к собственной государственности, общенародное движение за мир, движение трудящихся за право самим участвовать в государственном управлении.
Запросы широчайших масс, а отнюдь не только «самых тёмных слоёв населения», выражены в первых декретах Советской власти и её чеканных лозунгах: «Хлеб – голодным», «Мир – народам», «Фабрики – рабочим», «Земля – крестьянам».
Как и всякая революция, Октябрьская несла и разрушительный заряд, особенно сильный в российских условиях многовекового раздела на образованные слои господствующих классов и угнетённые малограмотные массы трудящихся. О «варварской сущности» революционных масс, творивших «неисчислимые зверства» не устают стенать сотню лет противники Октября.
Господа, проливающие крокодильи слёзы по поводу зверств революции, пролейте хоть одну слезинку по поводу зверств её вызывающих. О некоторых их них написал Александр Блок в статье «Интеллигенция и революция»:
«Почему дырявят древний собор? - Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой.
Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? - Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа.
Почему валят столетние парки? - Потому, что сто лет под их ‘ развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему - мошной, а дураку – образованностью».
Особенно сильно разгул народной стихии проявился после Февральской революции. Временное правительство было перед ней бессильно.
«Этот вихрь, от мысли до курка, и постройку, и пожара дым прибирала партия к рукам, направляла, строила в ряды».
Только партии большевиков и первому советскому правительству, о котором свидетель октябрьских событий американский полковник Р. Робинсон сказал: «Первый Совет Народных Комиссаров, если основываться на количестве книг, написанных его членами, и языков, которыми они владели, по своей культуре и образованности был выше любого кабинета министров в мире», было под силу решать задачи грандиозной сложности, встающие на пути первого в мире государства социалистической формации.
Основные черты этого государства: общественное регулирование производства в интересах трудящихся; распределение материальных и культурных ценностей между всеми членами общества соответственно их участию в общественно полезном труде (а отнюдь не уравниловка), плановое развитие экономики, социальной сферы и культуры в общественных интересах; предоставление возможности каждому реализовать себя в общественно полезной деятельности.
Всё это реализуется главным юридическим условием: общественной собственностью на средства производства и народовластием.
Советское общество оказалось способным собственными силами в короткий исторически срок поднять экономику и культуру народа до высот мирового уровня, обеспечив мощь, необходимую для защиты независимости Отечества.
Октябрьские события 1917 г. имели национальное значение: открыли путь выхода России из общенационального кризиса в интересах трудящихся, ликвидировали остатки феодализма и мучительные противоречия российского капитализма.
Несомненны их международное и всемирно-историческое значение: они положили начало серии европейских и азиатских революций за социальное освобождение трудящихся и национальное освобождение народов от колониального ига, ускорили окончание Первой мировой войны, предотвратив дальнейшие жертвы и страдания народов.
Под их влиянием начался процесс трансформации капитализма, ускорилось формирование элементов социалистической формации внутри капитализма.
Потому эти события не переворот, а Великая Октябрьская социалистическая революция.