Великий русский историк Н.М.Карамзин сказал: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения…» Вот и давайте порассуждаем. Тем более, что в последнее время это всё чаще делают первые лица государства. К примеру, президент РФ В.В. Путин выразился совсем недавно прямо и однозначно: «Патриотизм… это и есть национальная идея». А вот ещё одна свежая цитата из его публичного выступления: «Патриотизм – одна из составляющих российского самосознания».
Замечательные слова! Говорю это безо всякой иронии. Потому что ещё совсем недавно было принято величать патриотизм «последним прибежищем негодяя». Либералы у власти клеймили этими словами проклятых «краснокоричневых», упрямо сохранявших приверженность к традиционным духовным ценностям, в том числе, и к патриотизму. Самое интересное, что прикрывались хулители именем Льва Толстого, который и пустил в оборот обличительную фразу. Бог судья великому писателю, но ведь он намеренно или случайно исказил смысл выражения английского историка литературы Сэмюэля Джонсона, который рассуждал о том, что и законченный негодяй имеет шанс на духовное возрождение, если ещё способен испытывать патриотические чувства, если, подчиняясь им, может совершить благое дело, благородный поступок на войне или в мирной жизни!
Интересно, а имеет ли такой шанс опальный гн Ходорковский, который называл Россию «территорией свободной охоты»? А его «легальные» коллегиолигархи? Ведь ещё экономист Адам Смит – тот самый, кого читал пушкинский Евгений Онегин, утверждал, что у капиталистов вообще нет родины, что их родины там, где хорошо их капиталам! Тем более, что происхождение этих капиталов криминальное. А иныхто капиталов у наших доморощенных «рокфеллеров и ротшильдов», разбогатевших на разграблении государственного имущества, и нет! Десятки тысяч бизнесменов и чиновников работают в РФ по вахтовому методу, поскольку деньги, недвижимость и семьи у них за рубежом. Целые кварталы Лондона оккупированы «новыми русскими»!
Их цель – уворовать побольше и утащить подальше, как собственно и поступают жулики всех времён и народов. Впору вспомнить слова ещё одного русского классика – Михаила СалтыковаЩедрина: «Когда в России начинают говорить о патриотизме, знай: гдето чтото украли». Красть у матери – последнее дело. Не зря понятие «Родинамать» имеет сакральный, священный смысл! Может ли быть патриотизм у того, кому по народному присловью, «мошна – что мать родна»? Может ли сегодня сбыться то, о чём мечтает руководитель страны: «Патриотизм может объединить чиновников, бизнес и вообще всех граждан»? Что же, если высочайше велено «родину любить», то сразу все «граждане» её дружно и полюбят? Патриотизм – не теннис и не дзюдо! Чтобы стать национальной идеей, ему не хватает главного – идеологии!
Патриотизм – это инструмент, не цель, а средство для её достижения! Проклинаемая «демократами» советская, коммунистическая идеология породила советский патриотизм, который помог построить великую страну, который поднимал людей на трудовые и боевые подвиги. А был ли патриотом Иван Сусанин? Конечно! А какой патриотизм он исповедовал? На этот вопрос лучше всего отвечает название оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя». Национальная идея «Самодержавие, православие, народность» не на пустом месте родилась! Так же, как и многократно охаянный лозунг «Вперёд, к победе коммунизма!»
А сегодня что? «Вперёд, к победе капитализма!», что ли? Впрочем, никто ещё не отменял «национальную ельцинскую идею», которая в одном слове: «Обогащайтесь!» Как же к реализации такой «идеологии» приспособить патриотизм? Да никак! Точнее сказать, как ширму, декорацию, за которыми прячутся незыблемые основы общества потребления: себялюбие, эгоизм, лицемерие, жестокосердие, равнодушие.
Можно, конечно, демагогически возразить, что патриотизм, мол, передаётся нам генетически, с молоком матери. Ну да, ну да. А если при этом кормящая мать смотрит телевизор? Какую идеологическую отраву впитает несчастный младенец! Который потом превратится в полноправного гражданина, которому плевать на судьбу отечества! С каждым днём таких в нашем обществе всё больше и больше. Патриотизм – не врождённое качество. Чтобы он стал «частью национального самосознания», необходимо, чтобы он стал государственной идеологией. Как в США или Китае, которые – каждое по своему – но насквозь идеологизированные государства. Поэтому они – гегемоны сегодняшнего мира, как некогда СССР.
Сколько шишек я набил, когда писал об этом и двадцать, и пятнадцать, и десять лет назад! «Заклятые друзья» аж захлёбывались в злобном лае по поводу каждой статьи патриотической направленности! Самое интересное, что времена изменились, а всё осталось по прежнему. И эти строки наверняка вызовут истерическую реакцию у тех, чей удел – разрушение, а не созидание! Разрушение основ нашей русской жизни, в которой патриотизм – это любовь к родине, а родина – единство народа и земли. А врагам такое единство – что нож острый! Но пишуто я не для идиотов, а для подавляющего большинства, для нормальных людей, которые, по слову того же М.Е. Салтыкова Щедрина, не путают «родину с начальством».
Так что же им, то есть всем нам, делать, чтобы патриотизм стал настоящей национальной идеей современной России? Всего лишь вернуть ему прилагательное – «советский»! Правда, для этого придётся вернуть и прежний общественный строй, и коммунистическую идеологию – идеологию справедливости, равенства и братства. Может, это и имеет в виду президент, призывая всех нас стать патриотами?