Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов выразил соболезнования в связи с кончиной народного артиста СССР И.Д. Кобзона.
Его называли «Кобзоном Советского Союза» – так и называется книга, рассказывающая о жизненном пути замечательного певца и замечательного человека.
И, действительно, трудно представить более советскую биографию – «многих славных путь», пройденный теми, кого природа одарила редким талантом.
Первые годы жизни будущего певца прошли в маленьком городке Сталинской области. Сталино – так назывался тогда нынешний Донецк, и словно бы это имя дало городу сталинградскую стойкость и отвагу.
Он родился в Донбассе, где, как он любил говорить, «зарыт его пупок». И, как в каждом донбассовце, в нём проявлялись лучшие качества русского – советского – интернационального свойства: широта, доброта, щедрость.
А главное – талант гражданского звучания. Он любил Донбасс страстно. И так же страстно ненавидел войну. Можно сказать, что он отдал Донбассу своё сердце.
Потом был Львов, откуда отец маленького Иосифа пошёл на войну, а мать с тремя детьми поехала в эвакуацию в Узбекистан, который давал приют многим тысячам беженцев. Потом снова Украина, Днепропетровск, город горняков и металлургов, ракетостроителей и химиков. Школа, учёба в Горном техникуме, занятия спортом – он стал даже чемпионом Украины по боксу на юношеских соревнованиях.
Классическая, типичная биография поколения тех, кого сейчас называют «детьми войны» – с лишениями и бедностью, упорным трудом и учёбой – но и со всем, что только могла дать разорённая войной страна: стипендия, возможности заниматься спортом и самодеятельностью. Именно с самодеятельности, со сцены Горного техникума начинался путь в искусство Иосифа Кобзона – там пел он свои первые песни.
А потом была служба в Советской Армии – и как когда-то красноармейца Лемешева направили в консерваторию, так и рядового Кобзона направили в ансамбль песни и пляски Закавказского округа. А после армии – самодеятельность в Днепропетровском дворце студентов, потом Москва, первые профессиональные выступления, «Гнесинка», конкурсы, победы, слава – и всенародная любовь и признание.
Более трёх тысяч, представьте только: трёх тысяч! – песен было в его репертуаре! Причём многим из них именно он дал крылья, первым исполнением выпустил в полёт над всем миром.
Он был сыном и еврейского народа, и наделил целый ряд своих песен удивительной интонацией лирического плача Израиля.
Все вместе эти краски придали уникальный, ни на кого не похожий цвет и характер его прекрасному голосу и его личности.
Он блестяще исполнял песни патриотические, советские, гражданские, комсомольские, военные – и исполнял их не в концертных залах, а там, где они были нужнее всего: на комсомольских стройках, перед ликвидаторами Чернобыльской катастрофы, перед бойцами в Афганистане. Ему не пришлось воевать – но никто и никогда не усомнится в его личном мужестве: он смотрел в глаза смертельной опасности и в Афганистане, и во время переговоров с террористами на Дубровке. Он проявлял потрясающую верность всему лучшему, что было в советской эпохе, гордился своей комсомольской биографией и передавал эти чувства новым поколениям.
Актом гражданского мужества была его решительная поддержка русскоязычного населения Крыма и его родного Донбасса. Вместе с нами он развивал движение «Дети России – детям Донбасса». Нацистская власть нынешней Украины не могла простить этого замечательному артисту.
Он всегда был плечом к плечу с нами. Несмотря на жестокую и длительную болезнь, он удивлял нас способностью мобилизовать какие-то необъяснимые, ему лишь присущие человеческие ресурсы. Успевая при этом открывать новые прекрасные песни, помогать молодым исполнителям, композиторам и поэтам, художникам и актерам.
Громадную помощь и поддержку в этой нелегкой борьбе за полноценную жизнь ему оказывали родные и близкие, и в первую очередь его верная супруга и младшая сестра. В эту горестную пору я выражаю им и глубокую благодарность, и нашу невыразимую скорбь по поводу кончины Иосифа Давыдовича.
Не стало любимого певца, патриота и гражданина. Но остались его песни, осталась память о нём, остались добрые дела, им совершённые. Провожая Иосифа Давыдовича Кобзона, я хотел бы сказать всем – он не ушел! Он остался с нами. Навеки! Навсегда!
Будем же помнить о том, кто так много сделал для каждого из нас.