Заголовок статьи в «Аргументах недели» за 2-8 июля «Рентабельность уничтожения народонаселения» (автор – Александр Чуйков) из серии «слишком цинично, чтобы сочувственно».
Впредисловии напоминание: недавно президент В. Путин потребовал от Правительства доложить – почему, несмотря на все победные рапорты, общий уровень смертности в стране вырос на 2% Минздрав признался, что не понимает. Тогда «АН» спросили о том же заместителя председателя формулярного комитета, доктора медицинских наук, профессора Павла Воробьёва.
Правда, А. Чуйков начинает из никому не нужного умозрительного далека: «Павел Андреевич, какую систему здравоохранения мы строим: американскую, европейскую, японскую?» Автору и в голову не пришло, что «строим» якобы свою российскую (в прошлом советскую) систему Семашко. Выходит, восстанавливаем именно систему здравоохранения, а не просто оказания медицинской помощи.
При этом «мы строим», а «чиновники аргументируют», что здравоохранение по Семашко слишком дорого. Счётная палата констатирует, что в результате оптимизации было уволено 90 тыс. врачей и медсестёр, 17,5 тыс. населённых пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры (представьте деревушку в 10-100 жителей – и это «формулярное» словцо «инфраструктура»!) В переводе на житейский это означает, что количество безрезультатных вызовов «скорой помощи» выросло до 2,25 миллиона.
На этом фоне Минздрав выделяет более 55 млн. рублей на «улучшение своего имиджа!»
Разумеется, во всей статье ни слова конкретно о росте смертности на 2%. В предотпускном вечере «Вечера с Соловьёвым» министр здравоохранения РФ высказалась в том смысле, что в прошлый отчётный период снизили смертность настолько, что смертность совсем старых наложилась на смертность менее везучих прочих старых и больных (в частности, раковых и… тех раковых, которые покончили жизнь самоубийством… вследствие недостатка противоболевых наркотических препаратов и т.д. и т.п.). И ни слова о «системе Семашко» - и только заключительный комплимент «смертельно» уставшего за сезон телеведущего женщине-министру по поводу якобы её неблагодарной деятельности.
Один из подзаголовков статьи – «Кто ответит за убийство?!» (т.е. за те самые 2%). «Кто стоит за чиновниками от медицины? Кому это выгодно?» Проф. П. Воробьёв: «Думаю, что все пути ведут к Высшей школе экономики со своими ультрабольшевистскими (застыдился до наглости: наверное, всё-таки «ультралиберальными? - А.С.) подходами: цель – ничто, движение – всё. И далее: «Это большая непотопляемая команда, которая сформировалась ещё при Гайдаре. Они продолжают друг друга поддерживать и тянуть. И управлять практически всем, что происходит в стране».
А как же президент В. Путин? Автор статьи: «Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков уже много лет (!) говорит о том, что ВШЭ («Вышка» – ред.) была создана на специальный грант Всемирного банка именно для разрушения российского образования, здравоохранения и экономики изнутри. Ей присвоили (кто? – А.С.) статус государственного учреждения при правительстве России и свято следуют её рецептам. Даже сегодня, когда противостояние с Западом уже называют холодной войной…» Или всё это театр? И кто «эти», что «продолжают друг друга поддерживать»? Последними в этой «либеральной» цепочке могут быть даже «очень патриотические» верхушки госмедучреждений и даже не «верхушки», а «рядовые» частных «секторов» российской медицины. Из предисловия к статье: «В столичной стоматологической поликлинике главврач и его заместитель за критику реформы здравоохранения буквально избили доктора. В Уфе, Санкт-Петербурге, на Ставрополье голодают и митингуют медики из-за буквально революционного (тогда уж «контрреволюционного»! – А.С.) сокращения больничных коек».
Проф. П. Воробьёв формулирует: «Любая медицинская организация, которая зарабатывает деньги на больных, не занимается лечением больных. Эти вещи несовместимы. Есть такие заболевания (и их осложнения – А.С.), лечение которых съест всю прибыль от десятков или сотен больных гриппом, например… Частники от таких бегут, как чёрт от ладана… Раньше возникшие дорогостоящие осложнения скидывали в обычные городские страшные и ужасные больницы, где больные, несмотря на весь «ужас», получали вполне адекватное лечение. Куда скидывать будут сейчас, когда эти больницы закрывают сотнями? На помойку сразу? В морг? Больше-то некуда».
Ну, и как, господин, профессор, хотя бы в глубине души Вы не чувствуете себя большевиком?
Автор статьи спрашивает «о том же» более снисходительно: «То есть частной медицины быть не должно?» «Большевик в душе» начинает молить и скулить: «Частники должны работать как провайдеры («поставщики услуг» - А.С.) по определённым государственным стандартам и… получать из бюджета адекватное оказанным услугам финансирование». Зачем?! Тем более, что дальше профессор признаёт, что «примерно 15-20% всех выделенных государством денег уходит посредникам!» А «Минздрав не может контролировать частные клиники». Ни юридически, ни управленчески: это какой же «минздравище» будет!?
А тут и «проницательный» цинизм- реализм обоих – и автора, и профессора. «Что мешает сломать порочную систему?» - «Отсутствие головы. В Минздраве сегодня нет людей, с которыми можно работать…» - А может, это сознательные действия?» - (Внимание!) – «Об этом говорят, но, на мой взгляд, прямой задачи сократить население России не ставится. Зато есть некомпетентность, глупость… (и прочее самоутешение – А.С.). Но только в промышленности это ведёт к снижению уровня жизни страны, а в здравоохранении к её вымиранию. Что мы сегодня и наблюдаем».
Г-н профессор на своей высокой должности всего лишь «наблюдает»?!
И в этом признаётся интеллигент и патриот, справедливо напоминающий читателям: «Великую Отечественную войну выиграли раненые солдаты и офицеры, которых врачи вернули в строй. Больше 70% раненых вновь ушли на фронт! Именно спасённые раненые составляли большинство в армии, а не вновь призывные».
Так кто кому «оказывал услуги»?!