5.01.1930 г. Вышло постановление ЦК ВКП (б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству».
Оно требовало учёта разнообразия местных условий, степени подготовленности крестьян к коллективизации, предостерегало партийные органы от декретирования сверху колхозного движения, подчёркивало, что главной формой колхозного движения на данном этапе является артель, в которой сочетаются личные интересы колхозников с интересами общественными. В постановлении намечались сроки проведения коллективизации по трём основным группам районов страны.
К первой группе, где предполагалось закончить коллективизацию к 1931 году, относилась и Нижняя Волга.
Развернулась большая партийно-массовая и культурно-просветительная работа. Зимой 1929/1930 годов в сёла было направлено около двух тысяч пропагандистов, а также редакции астраханских г азет « Коммунист», « Ловец и к рестьянин». Они выпустили более 20 номеров газет, отражающих ход коллективизации ловцов и крестьян.
Огромную роль сыграл рабочий класс Астрахани. 379 рабочих было направлено в сёла нашего края для создания колхозов.
Помогали столичные рабочие. Весной 1930 г. В с. Кочковатка Харабалинского района прибыл питерский рабочий коммунист Павел Авсентьевич Брусенцов. Он возглавил колхоз «Животновод», а позднее стал председателем колхоза им. Куйбышева, где бессменно работал до 1958 г.
Наряду с коммунистами в село шли комсомольцы. В конце 1929 г. с группой рабочих из Астрахани в с. Хошеутово Харабалинского района приехал восемнадцатилетний комсомолец Вася Гришанов. Вскоре он с тал л юбимцем сельчан. А когда пришло время создавать колхоз и выбирать его руководителя, крестьяне в один голос назвали председателем В.М. Гришанова.
Многие и сегодня помнят его, но уже как начальника политуправления Военно-Морского Флота СССР и депутата Верховного Совета СССР, который в этом качестве оказывал немалую помощь астраханцам.
Рабочие помогали составлять производственные планы, строили и ремонтировали рыболовный флот, сельхозмашины, инвентарь. Большую помощь в колхозном строительстве оказывали комсомольцы и молодёжь, особенно там, где не было партийных ячеек.
Коренная ломка веками установившихся отношений глубоко волновала людей: одних – потому что новое не было им знакомо, других охватывала тревога за своё добро. Отживающий свой век класс эксплуататоров оказывал яростное сопротивление Советской власти. Враги организовывали террор против активистов, поднимали открытые контрреволюционные восстания. Так, 22.02.1930 г. в с. Началово кулаки подняли мятеж. Убили шестерых активистов, 10 человек ранили. В разгар мятежа из Началова выехало несколько гонцов.
Первым на подавление кулаков прибыл отряд из с. Мошаик, созданный секретарём партячейки П.И. Овчинниковым. Всего 8 человек. У сельсовета в Началове было человек 400. Прибывшие предложили толпе разойтись. У отряда было только 3 винтовки и 3 нагана. Но прозвучала чёткая команда: «Батальон, пулемёты к бою!» И раздалось несколько выстрелов в воздух. В сумерках создалось впечатление большой военной силы. Толпа стала расходиться. Вскоре подоспела помощь из Астрахани.
Готовились прийти на помощь жители соседних сёл. Крестьяне-татары записывались в добровольцы вместе с русскими крестьянами.
Но необычайно смелые, решительные действия мошаикского отряда предотвратили распространение кулацкого террора.
Создаваемый колхоз решили назвать «Памяти шести павших коммунаров». В центре села у братской могилы им поставлен памятник.
20 марта 1930 г. началось кулацкое восстание во Владимировке Енотаевского района. Кулаки захватили в селе все учреждения, сожгли в сельсовете документы, прервали телеграфную и телефонную связь, убили коммуниста Рыбакова, трёх человек ранили. Кулаки пытались вовлечь в восстание и соседние сёла, но крестьяне не поддались на провокацию и сами оказали помощь отряду, пришедшему из Астрахани для наведения порядка.
Были ли причины для недовольства крестьян коллективизацией?
Были. И не только в нашем крае. Нарушение принципа добровольности, поспешность в проведении коллективизации, попытка обобществить не только средства производства, но и мелкую живность, раскулачиванию иногда подвергались середняки.
Глубоко вскрыть и всесторонне проанализировать все ошибки и недостатки, найти пути их исправления помогли статья И.В. Сталина «Головокружение от успехов» и постановление ЦК ВКП (б) от 14.03.1930 г. «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении».
Последовательная ликвидация допущенных ошибок и недостатков в деле коллективизации создавала свои сложности. Начался отлив некоторой части крестьян и ловцов из колхозов.
Многим крестьянам ещё нужно было время, чтобы убедиться в преимуществе колхозов.
2.04.1930 г. в газетах «Коммунист» и «Колхозник Каспия», окружком ВКП (б) ещё раз подтвердили добровольность вступления в колхозы и одновременно обращали внимание на преимущества коллективных хозяйств.
В апреле 1930 г. были приняты постановления ЦК ВКП (б) и Советского правительства «О льготах для колхозов», и «О льготах ловецким колхозам и единоличным рыбацким хозяйствам». Они ещё большие укрепили веру народа в правильность линии партии на коллективизацию.
Начался новый прилив в колхозы. К началу июня коллективизацией было охвачено 77% ловецких и 57% крестьянских хозяйств. Весенняя путина 1930 года была успешно проведена без частника и кулаков.
В процессе сплошной коллективизации в нашем крае было раскулачено 3916 хозяйств.