Углубляется кризис империализма. Активизируются реакционные силы, стремящиеся сохранить своё господство. Во многих странах поднимает голову фашизм, родовые черты которого – расизм, шовинизм, агрессивность, стремление к мировому господству, воинствующий антикоммунизм.
Накануне Второй мировой войны в одном ряду с фашизмом европейским стоял фашизм японский. 25.11.1936 г. был заключён «антикоминтерновский пакт» между Германией и Японией, 6.11.1937 г. к нему присоединилась фашистская Италия. Именно эти три державы разожгли первые очаги грядущей мировой войны.
Японские монополии с 20-х годов вынашивали планы захвата территории СССР. «Япония должна продвинуться по крайней мере до озера Байкал, рассматривать дальневосточные провинции, которые она захватит, как часть собственной империи и создать там военные поселения на долгие годы». (Военный атташе Касахара. 29.03.1931г.). «Военные действия в Приморье в основном предусматривают высадку главных сил армии на побережье восточнее Владивостока». (Генерал Судзуки. 1931 г.).
Но японское руководство понимало, что собственных ресурсов для победы над СССР недостаточно, поэтому вначале решило покорить Китай, чтобы поставить себе на службу его природные богатства, экономический потенциал. Превратить китайских трудящихся в своих рабов.
18 сентября 1931 г. японские войска вторглись в Манчжурию (Северо-Восточный Китай).
Полностью оккупировали эту территорию к концу года. В марте 1932 г. создали здесь марионеточное государство, которое использовали как военный плацдарм для захвата остальной части Китая, Монгольской Народной Республики и СССР.
Агрессоры и дальше рассчитывали на молниеносную победу. Но просчитались. Недооценили силу сопротивления и возможности многомиллионного народа Китая, не учли, что на его стороне будет вся прогрессивная общественность.
Советский Союз трижды заключал с Китаем договоры о военной помощи в борьбе с японскими оккупантами.
СССР поставлял самолёты, танки, пушки, пулемёты, автомобили, военные материалы.
Японская агрессия поощрялась не только фашистскими правительствами Германии и Италии, но и правительствами «демократических» империалистических стран. Англичане перестали пропускать советские грузы по Бирманской дороге, их пришлось доставлять по Синьцзянскому тракту. Три тысячи километров труднопроходимых горных путей. И днём и ночью вели по ним машины советские шофёры. Истребители доставляли в разобранном виде, их собирали в г. Хами и по воздушному мосту направляли на фронтовые базы. Бомбардировщики «своим ходом» перегоняли наши лётные экипажи.
В конце 1937 г. прибыла в Китай первая группа советских военных советников и специалистов. Они помогали китайским командирам планировать операции, готовить и проводить манёвры и учения войск.
К середине февраля 1939 г. в Китае работало и участвовало в борьбе с японскими захватчиками 3665 советских граждан.
В Синьцзяне работала военно-воздушная школа по подготовке китайских лётчиков. Преподавателями и инструкторами были советские специалисты.
С ноября 1937 г. советские лётчики-добровольцы активно участвовали в боях, наносили тяжёлый урон авиации, морскому транспорту, наземным войскам противника.
В тяжёлый период наши пилоты «закрыли небо» над очень важным стратегическим пунктом – г. Уханем. «Если бы не они, контроля воздушного пространства над Уханем не существовало». (Военный историк Са Су). 18.02.1938 г. над этим городом было сбито 11 японских самолётов, в следующие дни – 35.
Советские лётчики-добровольцы оказывали помощь Китаю тайно. Воевали в гражданской одежде, фамилии меняли на псевдонимы, в случае пленения не признавались, что из СССР. Им приходилось и гореть, и падать в Янцзы. 31.05.1938 г. лётчик А.А. Губенко «израсходовал все патроны, уже на повреждённом самолёте совершил таран двух вражеских бомбардировщиков. Чудом и мастерством вернулся на свой аэродром».
(Генерал-лейтенант А.С. Благовещенский, командир отряда добровольцев). Это был первый в истории советской авиации таран.
Китайская республика наградила его за этот подвиг Золотым орденом.
Многие советские специалисты были отмечены китайскими наградами, 15 советским лётчикам было присвоено звание Героя Советского Союза.
Не всем добровольцам суждено было вернуться на Родину. Они навечно остались в китайской земле под Нанкином, Ханькоу, Сианью, Чунцином.
В ожесточённых боях за освобождение китайского народа отдали жизнь более 200 советских добровольцев.
На обелиске в Ухане читаем: «Память о советских лётчиках будет вечно жить в сердце китайского народа. Пусть этот дух благородного интернационализма, присущий рабочему классу, всегда развивает и укрепляет братскую нерушимую дружбу китайского и советского народов».
В сооружении этого памятника участвовали Чжан Лянгао (в 1938 г. ему было 15 лет) и Цай Дечжуан (в 1938 г. – семнадцатилетняя девушка).
Они вспоминали:
- Вдруг резко стало возрастать количество сбитых японских самолётов. Все предполагали появление таинственной подмоги. Теперь при сигналах тревоги люди бежали не в убежища, а на балконы, чтобы наблюдать за боем (Цай Лянгао).
- В магазинах и лавочках из уст в уста передавались живописные новости: «Русские витязи – это могучие красавцы с густыми волосами. Мы их любили за добрые дела, их жертвенность. Когда мы с мужем участвовали в строительстве мемориала, нас вело высокое чувство благодарности к этим людям за их благодеяния… (Цай Дечжуан).
Один из китайских журналистов утверждал: «Песню из фильма «Истребители» надо петь так: «В синий дым Китая товарищ улетает…»
В Китае издана книга «Орлы над Уханем» о подвиге добровольцев из СССР. Она издана и на русском языке. Прочтите её. Проникнитесь гордостью за наших отцов, для кого-то дедов, прадедов, которые вступили в бой с фашизмом ещё до начала Второй мировой войны.