Заседание Совета Федерации в среду, 30 января, началось с настоящей спецоперации. Правда, как отмечают в правоохранительных органах, «тихой», «прошедшей без эксцессов». Прямо в зале заседания в присутствии генпрокурора Юрия Чайки и главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина был задержан член верхней палаты российского парламента от Карачаево-Черкесии Рауф Арашуков «за организацию политических убийств».
Вскоре стало известно и о задержании его отца – советника гендиректора ООО «Газпром межрегионгаз» Рауля Арашукова. «В рамках уголовного дела о создании преступной организации, хищении природного газа ПАО «Газпром», совершении двух убийств и других преступлений». Рауль Арашуков, как полагает следствие, причастен к хищениям на протяжении нескольких лет природного газа ПАО «Газпром» на сумму более 30 млрд рублей», – говорится в сообщении Следственного комитета России. Следователями совместно с сотрудниками ФСБ проводятся масштабные следственные действия по данному делу в Москве, Санкт-Петербурге, Ставрополе, Махачкале, Невинномысске, Буденновске, Астрахани и других городах.
А за несколько минут до задержания Арашуков-младшего была прервана трансляция для журналистов, входы-выходы в Совфед перекрыли. «Решение о том, чтобы задержать его прямо на заседании принято, чтобы он не смог скрыться», – цитирует РИА Новости анонимного представителя Следственного комитета. «Сам Арашуков отказался выступать на заседании. Даже хотел уйти во время выступления Чайки, который зачитал представление о снятии с него неприкосновенности», – сообщает другой источник. Но после просьбы Валентины Матвиенко остался. Видимо, поняв бесперспективность сопротивления. К тому же подобное развитие событий вряд ли было для 32-летнего «сенатора» Арашукова таким уж неожиданным.
Официальный представитель СК Светлана Петренко сообщила, что Следственный комитет РФ установил причастность сенатора от Карачаево-Черкесии к двум убийствам в 2010 году – заместителя председателя общественного молодежного движения «Адыгэ Хасэ» Жукова и советника президента Карачаево-Черкесской Республики Шебзухова. Кроме того, его обвиняют в подделке документов, «на основании которых он стал членом Совета Федерации».
Ни единого вопроса по представлению генпрокурора от коллег Арашукова не последовало. Они молча проголосовали за лишение его неприкосновенности. Кремль также не комментирует задержание Рауфа Арашукова.
Опять-таки без каких-либо комментариев и пояснений, уже автоматически, «Единая Россия» приостановила членство в партии Арашукова «до выяснения обстоятельств».
Между тем события вокруг задержанного по обвинениям в тяжких преступлениях высокопоставленного представителя партии власти – вопиющи. Как и отсутствие реакции этой самой власти. Вопросов причем даже не к Рауфу Арашукову, с которым в целом все понятно, а к правительству Карачаево-Черкесии, руководству «ЕР», Совета Федерации, следственных органов, – множество. Хотя бы потому, что репутация Арашукова известна, ряд инкриминируемых ему деяний совершены давно. И «выяснять обстоятельства» «Единой России» надо бы прежде, чем продвигать, мягко сказать, небезупречного политика на высшие государственные должности – в частности, в Совет Федерации в 2016 году.
Все это время родственники убитых политических соперников Арашукова-младшего тщетно пытались добиться справедливости. А тот спокойно и беспрепятственно строил политическую карьеру.
Рауф Арашуков, сын северокавказского нефтяного «короля» Рауля Арашукова (ранее возглавлявшего «Межрегионгаз») вообще из молодых да ранних. Топ-менеджером в ООО «Ставропольрегионгаз» он стал еще школьником, в 16 лет. А уже в 18 – депутатом Городской думы Ставрополя. В неполные 22 года (весной 2008-го) указом президента Карачаево-Черкессии Мустафы Батдыева назначен министром труда и социального развития республики. Впрочем, в том же году глава КЧР сменился, и Рауф Арашуков сменил министерский портфель на должность помощника президента республики Бориса Эбзеева. Но и на этом посту он долго не задержался. Сначала исполнял обязанности руководителя Хабезского муниципального района (родовой «вотчины» Арашуковых), а 1 марта 2009 года избран его главой с результатом 98,5 %. Естественно, от «Единой России». В октябре 2010 года при поддержке «Единой России» избран депутатом Народного собрания Карачаево-Черкесской Республики четвертого созыва, но 7 апреля 2011 года сложил полномочия досрочно.
Обратите внимание: молодой политик долго на одной должности не задерживается. В республиканском парламенте, как уже после его задержания, говорят депутаты, с ним работавшие, Арашуков ничем себя не проявил. Как глава района запомнился только переименованием улиц в честь своих родственников.
Впрочем, те, кто имел с ним дело в ту пору, не удивляются. Утверждают, что, кроме денег, девушек и дорогих автомобилей (на которых, он, якобы как минимум дважды попадал в ДТП с гибелью пешеходов, но ответственности не понес) будущего члена Совфеда ничего особенно не интересовало. Однако свой, наиближайший, человек в органах власти нужен был его отцу. Сам Арашуков-старший не мог рассчитывать на политическую карьеру, так как давно уже испортил себе биографию уголовщиной. В 1985 году он получил свой первый срок за то, что обманом выманил у двоих комбайнеров в общей сложности 4 тонны зерна стоимостью 800 рублей. Спустя год, украл грузовик с подсолнечником, был пойман, обвинен и приговорен. Сроки оба раза были небольшие – да и деяния вроде не особенно значительные. Но пришли иные времена… Для талантов Арашуковых открылись необозримые возможности. Ну хотя бы в области газовый коммерции, где «национальное достояние» легко превращалось в несметные богатства олигархов и их кланов.
Впрочем, «лихие 90-е» давно окончились, а богатства олигархов лишь растут. Напомним, олигарх – это не просто сверхбогатый человек, но еще и тот, кто оказывает решающее влияние на принятие решений органами власти в собственных интересах. Арашуков-младший, с детства привыкший к вседозволенности и исполнению любых своих капризов, возможно, оказался не лучшим представителем. Создавал слишком много проблем. Но и без такого «представительства» – как будешь вести большие коммерческие проекты? Тем более что созданные им проблемы удавалось «разруливать» с помощью других властных чинов. Даже когда речь шла о пролитой крови.
В 2010 году в Черкесске были убиты советник президента КЧР Фраль Шебзухов и бизнесмен, общественник, лидер молодежного общественного движения «Адыге Хасэ» Аслан Жуков. Задержанные по этому делу на допросах заявляли, что заказчиком убийств был Арашуков-младший. Причина – его желание занять пост премьер-министра республики. Аслан Жуков отказался по приказу Рауфа Арашукова организовать срыв очередной сессии Народного собрания КЧР. Более того, он сделал запись этого разговора, которую выложили в интернет. Фраль Шебзухов отказался по требованию Арашуковых снимать свою кандидатуру с претендента на должность премьера КЧР. Вкоре после этого он был избит битами и застрелен прямо перед своим домом. Премьером Карачаево-Черкесии Арашуков, правда, не стал, только первым заместителем председателя правительства, одновременно возглавив Федеральное казённое учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог» на территории КЧР. Но его федеральной карьере это никак не помешало.
Для полного изобличения Арашукова в убийствах не хватало показаний посредника Рустама Копсергенова. Однако в конце 2017 года он был арестован и дал изобличающие Рауфа Арашукова показания. Казалось бы, тут уже и «сенаторская» неприкосновенность не спасет. Но ничего не происходило, напротив, как утверждают родственники убитых, дело пытались развалить, так как Арашуковы имели влиятельных людей в правоохранительных органах.
Факт такой дружбы подтвердился и на днях. На прошлой неделе в блоге «Подноготная» появился материал за подписью Леонида Петровского, который иллюстрируют фотографии и видеоролики. В материале рассказывается, что 18 января в фамильном SPA-отеле «Адиюх-Пэлас» в Черкесске отмечали день рождения Арашукова-старшего: «Хозяин этого вечера приехал на собственное торжество в респектабельном автомобиле в сопровождении машины ДПС с номером А 0002 09. По законодательству сотрудники ДПС имеют право сопровождать лишь первых лиц региона, но для «газового короля», хотя и бывшего, в республике делается исключение. Услаждать слух именинника специально из Москвы прилетел Николай Басков, который исполнил несколько песен на черкесском языке, включая арию «Есть единственный всевышний – Аллах». Среди аплодирующих были замечены топ-менеджеры Газпрома, многочисленные чиновники, депутаты, предприниматели, а также и силовики – в частности, высокопоставленный генерал-майор юстиции».
Характерно, что и у клана Арашуковых начались настоящие проблемы только после того, как Рауф испортил отношения с рядом влиятельных лиц на Северном Кавказе.
Если правоохранительные органы РФ и впрямь решили всерьез бороться с мафией и коррупцией во власти, то надо бы выяснить, что за депутаты, чиновники, силовики и газпромовские топ-менеджеры были приближены к «королю», которого подозревают в хищениях десятков миллиардов рублей.
Не менее важно выяснить, кто выгораживал Арашукова-младшего в Совете Федерации, когда выяснилось, что в нарушение закона у него имеется вид на жительство в Объединенных Арабских Эмиратах. В Совфеде заявили, что провели проверку, нарушений не выявили, а все обвинения голословны. Ну а в СКР теперь утверждают, что нарушение и подлог документов (когда дата вида на жительства была исправлена) имели место быть. А какова ответственность «Единой России», продвигающей на высшие посты людей, несущих, судя по обвинению следственных органов, угрозу государственным интересам нашей страны?
Если такой ответственности не будет, то нынешний арест в Совете Федерации – всего лишь сюжет для очередного сериала на телевидении.
ОН ВСЁ УЛЫБАЕТСЯ
«Что это было?» – недоумевают россияне, наблюдая по федеральным телеканалам репортажи о масках-шоу в Совете Федерации. Власти готовы признать, что Россия превращена в мафиозное государство, разделенное между несколькими олигархическими семьями, – и всерьез начать с этим борьбу? Или россиянам показывают боевичок в духе голливудских? Ведь и членов Совета Федерации упорно называют «сенаторами», хотя сената в России нет.
Задержанный в зале заседания член верхней палаты парламента Рауф Арашуков арестован судом на два месяца. «Находясь на свободе, он может скрыться за пределами России, была получена информация о виде на жительство в Объединенных Арабских Эмиратах», – сказал следователь в Басманном суде Москвы. По словам судьи Натальи Дударь, защита просила избрать более мягкую меру пресечения – залог в 10 млн рублей. Однако суд посчитал, что столь высокопоставленный член преступного сообщества должен находиться за решеткой.
Арестован и его отец – Рауль Арашуков. Арашукова-старшего обвиняют в организации мошеннической схемы, с помощью которой у структур «Газпрома» было уведено 30 млрд рублей.
Схема называется «мертвый абонент», хотя, в отличие от сына, отца пока в кровавых делах не подозревают. Рауль Арашуков, бывший гендиректор ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», а ныне советник генерального директора ОАО «Газпром межрегионгаз», как утверждает следствие, расставил своих родственников на управленческие должности в структурах топливно-энергетического комплекса. Это дало возможность беспрепятственно заключать фиктивные договоры с несуществующими («мертвыми») потребителями и завышать реальные поставки. Украденный таким образом газ продавался за наличный расчет.
Речь, прежде всего, о Северном Кавказе. Но не только. По делу задержан еще один фигурант, Руслан Арашуков (двоюродный брат Рауфа). В августе минувшего года он стал гендиректором ООО «Газпром межрегионгаз Астрахань» и возглавил АО «Газпром газораспределение Астрахань».
Биографии кузенов Рауфа и Руслана похожи: оба родились в 1986 году в ауле Хабез. Оба окончили Ставропольский государственный университет по специальности «Юриспруденция». Оба – из молодых да ранних, то есть «кадрового резерва» действующей власти. Рауф, впрочем, брата опережал, став в 18 лет самым молодым депутатом в истории Ставрополья, а теперь и самым молодым членом Совета Федерации. Что же, неудивительно. В конце концов для газового короля Северного Кавказа Рауф – сын, а Руслан – только племянник. Впрочем, обиженными не остались и не столь близкие родственники.
Вот только беда в том, что у других тоже родственники. А на Северном Кавказе (и не только) родственные связи ценят высоко. Как пишет интернет-издание «Кавказский узел», один из членов организации «Адыгэ Хасэ» объяснил, что черкесское сообщество Карачаево-Черкесии давно разделено на два враждующих клана — Деревых и Арашуковых: «Виноваты в этом противостоянии, конечно, старшие этих родов... Втянули в противостояние своих детей. По всей республике все делились на «людей Арашукова» или «людей Дерева». И простые граждане даже руку пожать боялись, вдруг визави подчиненный другого клана».
К слову, Вячеслав Дерев тоже был представителем КЧР в Совете Федерации с 2011 по 2016 год. И тоже арестован – по делу о хищении 119,3 млн рублей бюджетных средств при строительстве животноводческих комплексов. Себя виновным не признает. Категорически отрицают вину и члены клана Арашуковых.
Как бы то ни было, происходящее слишком смахивает не на реальную борьбу с коррупцией, а на передел сфер и ресурсов, когда одна из группировок ослабевает. Ну или подставляется, наживает влиятельных недоброжелателей.
Несколько месяцев назад ряд интернет-изданий и блогов (например, igolkiblogspot.соm, «Криминальный мир» и др.) рассказали о неприятной (для Рауфа) истории. Родственник Арашукова Мурадин Карданов был первым заместителем главы Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ». Рауф захотел посодействовать близкому человеку, дабы тот возглавил ФКУ. К руководителю предприятия Руслану Лечхаджиеву нагрянули силовики – с обыском.
Ему было предъявлено обвинение в получении крупной взятки. Но и у Лечхаджиева обнаружился влиятельный родственник – глава Чечни Рамзан Кадыров. Дело против Лечхаджиева объявили сфабрикованным и закрыли, он по-прежнему возглавляет «Кавказ-Автодор», тогда как Карданов должности лишился.
А неудачи стали преследовать Арашуковых. Расследование по убийствам Фраля Шебзухова и Аслана Жукова (в организации которых обвинили Арашукова) возобновили. Да не просто возобновили, а передали в Москву. До этого восемь лет дело больше разваливалось, чем расследовалось. Видимо, для нынешнего и.о. руководителя Следственного управления по Карачаево-Черкесской Республике генерал-майора юстиции Казбека Булатова оно не в приоритете. По крайней мере так заявляли близкие убитых, утверждая, что Булатова с Арашуковыми связывают давние дружеские отношения. Они много раз просили главу СКР Александра Бастрыкина провести проверку.
Это было бы куда важнее, чем устраивать цирк с высмеиванием Арашукова-младшего, и без того обвиняемого в тягчайших преступлениях. Как сообщила пресс-служба Следственного комитета, на допросе Арашуков заявил, что плохо знает русский язык, и потребовал переводчика. Естественно, это вызвало вал комментариев россиян: и о высших чинах, не владеющих государственным языком (и ничего!). И о чернорабочих-гастарбайтерах, от которых (по законам, утвержденным тем же Совфедом) требуют сдавать экзамен на знание русского.
Оказалось, что требования переводчика – по модному выражению, фейк. «Что касается переводчика – это все ерунда, при мне он переводчика не просил, русским языком владеет хорошо. Переводчик присутствовал, но его пригласил следователь», – сообщил адвокат арестованного Евгений Устин.
К сожалению, уже неоднократно после громких заявлений, звучащих от представителей СКР, даже самые резонансные дела затухали или вовсе разваливались. Так что сенсации никак не заменят качественного следствия.
К тому же подобные заявления дискредитируют верхнюю палату российского парламента. Так кто же в ней заседает: не говорящие по-русски, имеющие двойное гражданство организаторы супермошенничеств и убийств? От таких вопросов не спасает и героическое поведение главы Совфеда Валентины Матвиенко. Она, как утверждают, не позволила сбежать Рауфу Арашукову, пытавшемуся выйти из зала, одним грозным окриком: «Сядьте!»
Неубедительно звучат и ее разъяснения: «Те события, о которых идет речь и в чем обвиняется господин Арашуков, происходили до того, как он был назначен членом Совета Федерации. Кого назначать в Совет Федерации и кого направлять – это ответственность субъектов Федерации». Мол, другие «сенаторы» вовсе ни при чем. А случившееся – единичный эксцесс. Но почему, когда стало известно о виде на жительство Арашукова в Объединенных Арабских Эмиратах, аппарат Совфеда не пожелал в этом разбираться? Такая мелочь (на фоне убийств и миллиардных мошенничеств), а глядишь – избежали бы позора 451-го заседания с маски-шоу, вовремя лишив Арашукова полномочий из-за подлога.
Арест прямо в стенах Совета Федерации, вероятно, должен продемонстрировать россиянам, что неприкасаемых у нас нет. Рядовым гражданам это-де внушит надежду на справедливость, а для начальства будет превентивно-устрашающей мерой (не воруй, не убивай). На деле все, конечно, не так. Верхняя палата парламента давно уже превратилась в этакую синекуру для темных личностей.
«Хорошее начало, осталось напротив Совета Федерации построить тюрьму и прямиком из зала заседаний препровождать туда преступников!» – предлагает один из комментаторов, ссылаясь на опыт западных стран времен становления парламентаризма. Вот только тогда в такие тюрьмы правящая партия отправляла политических противников, а теперь она пригодится для членов самой партии власти.
За последние десять лет 12 бывших «сенаторов» осуждены за уголовные преступления: Дмитрий Скарга (Волгоградская область, срок получил заочно, скрывается в Великобритании), Анатолий Мишнев (Смоленская область), Константин Цыбко (Челябинская область), Сергей Попельнюхов (Белгородская область), Девлетхан Алиханов (Республика Карелия), Умар Джабраилов (Чеченская Республика), Геннадий Горбунов (Астраханская область), Александр Сабадаш (Ненецкий АО), Игорь Провкин (Республика Калмыкия), Игорь Изместьев (Башкирия), Андрей Вихарев (Курганская область), Левон Чахмахчян (Республика Калмыкия).
В международном розыске банкир Сергей Пугачев (Тува). Дмитрий Кривицкий (Новгородская область) был задержан в прошлом году в Италии по запросу РФ. От добровольной экстрадиции отказался. Леонид Лебедев (Чувашия) удачно смог скрыть второе гражданство, а потому успел уехать за границу прежде, чем его арестовали.
Будь Рауф Арашуков менее самоуверен, глядишь, тоже со своим видом на жительство оказался бы в безопасности. А там уж никакими окриками Матвиенко не остановишь.
Но не поможет и тюрьма у стен Совета Федерации, хотя пустовать она явно не будет. Потому что коррумпированность «вертикали», развращенность ряда высокопоставленных чинов – проблема системная. И решать ее можно только системно. По словам же президентского пресс-секретаря Дмитрия Пескова, никаких сбоев системы в связи с арестами Арашуковых он не видит. Видит ли их сам президент, неизвестно. Он не находит нужным комментировать ситуацию. Говорят, что Путину об аресте в Совете Федерации было известно заранее. Сложно в этом усомниться. Как и в том, что подробности биографии Арашукова-младшего и деятельности Арашукова-старшего ему также были известны.
Почему же так долго ждали, тем самым позволяя беспредельничать? Наверное, присматривались, как выразился в свое время по поводу многолетней коррупции в Министерстве обороны времен Сердюкова один из руководителей президентской администрации…