В этой статье я хочу не просто дать описание событий семидесятилетней давности. О войне много написано как историками, так и очевидцами, участниками тех событий. Цель моей статьи - воспроизвести хронику Великой Отечественной войны глазами ребенка.
Два года прошли в оккупации, автору этих строк было тогда всего лишь восемь лет отроду. Два года, с сентября 1941 по сентябрь 1943 г. я был в самом пекле жесточайшей войны ХХ в ека, на Брянщине, где погиб каждый четвертый житель этой многострадальной земли. Людские потери Брянской области сравнимы только с гибелью людей Белоруссии также погибло 2,5 млн. человек, т.е. каждый четвертый, как и на Брянщине.
Исторические события и факты были восстановлены автором лишь позже, много лет спустя, в студенческие годы или при встречах со сверстниками - участниками событий тех лет.
Итак, 1941 год, гитлеровцами оккупирована вся Белоруссия, в конце июля немцы подошли к реке Десне и были остановлены упорным сопротивлением частей Красной Армии.
На правом берегу Десны жили наши родственники, которые успели перед приходом немцев выехать к нам на левый берег Десны, вынести с собой скот и имущество. Вспоминается дедушка, живший у нас, у которого гноились пальцы ног, а мы, дети, делали ему травяные ванны.
На левом берегу Десны всё население окрестных сёл работало по сооружению противотанкового рва, а основным продуктом питания работающих на этом сооружении была рыба треска.
Многие трагические события в нашей детской жизни произошли в тот первый год войны. Многое вспоминается ярко, отчетливо, словно происходило недавно. Немцы постоянно, но не целенаправленно обстреливали нашу местность. Один из снарядов разорвался в соседнем доме и убил девушку, а другой разорвался в нашем огороде, но взрыв произошёл в глубине земли, и мы с братом не пострадали.
Разные трагические события происходили на наших глазах за два месяца обороны на берегах Десны. Старая смоленская дорога предоставляла кратчайший путь к Москве. На её пути не было крупных оборонительных сооружений, поэтому немцы, не считаясь с большими потерями в живой силе и технике, рвались по этой дороге к Москве.
В одном из боёв в августе 1941 г. подбили наш самолет, но летчик смог дотянуть горящую машину до нашей территории. Он выскочил из горящего самолета с пистолетом в руке и закричал: «На чьей я территории?» И надо же было так совпасть, что в это время ехала на подводе девушка в лес за дровами. Самолет упал прямо на телегу, девушке оторвало обе ноги. Когда мы, жители деревни, прибежали к этому месту, девушка была ещё жива, но мы ничем не могли ей помочь.
Но самые трагические события в нашей деревне произошли в конце сентября 1941 года, когда героически сражающиеся воинские части Красной Армии в целях сохранения живой силы и техники вынуждены были отступить под натиском превосходящих сил фашисткой армады. Как сейчас помню: был теплый сентябрьский день, мы выкопали картошку, укрыли её в бурты для зимнего хранения.
Десна была рядом, и через деревню уходили на восток измученные, утомленные, наши солдаты.
Мы знали, что победным маршем немцы не должны были пройти по старой смоленской дороге. И чудо произошло. На окраине деревни, у опушки леса, в кустах было оставлено для прикрытия отступающих частей небольшое подразделение численностью примерно 50 человек с двумя танкистами. И вот когда немцы прошли деревню, растянувшись по дороге, по ним был открыт шквальный огонь из пулеметов и винтовок. Произошло это настолько неожиданно, что немцы вынуждены были отступить в деревню, оставляя горы трупов.
Мы перед подходом немцев к деревне укрылись в погребе, где обычно храним заготовленные на зиму грибы и другие соленья. И весь этот ужас не видели.
Начался бой, который шел весь день. И только когда выстрелы прекратились, мы вылезли из погреба и увидели ужасную картину. Все улицы были запружены солдатами в зеленой форме, техникой с фашистской свастикой, а с дороги, идущей к лесу, вывозили трупы немцев.
Мы не знали, сколько немцев погибло в том бою. Троих они даже не нашли, и наши женщины впоследствии закопали их в тех местах, где эти вояки были обнаружены.
Сбылись слова песни:
И на старой смоленской дороге
Повстречали незваных гостей.
Ещё более ужасное зрелище предстало перед нами. Это то место, где был оставлен заслон из небольшой группы солдат с двумя бронетранспортёрами. Спустя более чем семьдесят лет я не могу вспомнить, какое оружие было в то время у наших солдат. Все солдаты погибли, а их траншеи засыпаны. Правда, мы были удивлены, что один чудом остался жив. У него было осколочное ранение в ягодицу. Он признался, что татарин. Оставшись живым, он был настолько оптимистичен, что всё время твердил: «Все равно мы победим немцев». Женщины деревни на повозке, запряженной лошадью, привезли «счастливца» на скотный двор и вылечивали его своими средствами. Дальнейшей судьбы этого человека я не знаю.
А всех погибших в том бою солдат жители деревни закопали на том месте, где настигла их смерть. Впоследствии мне много пришлось прочитать мемуарной литературы, но об этом сражении нигде никаких упоминаний не встречал.