There was a problem loading image 'images/news/2014/11/19006.png'
There was a problem loading image 'images/news/2014/11/19006.png'
ПАРОХОДНЫЕ ЗАРИСОВКИ БЫВАЛОГО ВОЛГАРЯ
Оторвался от дома родного, от привычного жития-бытия. За плечами остались не всегда счастливое военное и послевоенное детство, школа и всё то, что накопилось у сегодняшнего курсанта в его непродолжительной, длиной в семнадцать лет, жизни.
Утро октября 1959 года, светлое, солнечное, необыкновенное. Весь личный состав училища, а это пять рот молодых, крепких, подзагоревших на колхозных полях ребят, выстроились ровными прямоугольниками перед общежитием на площади имени Ленина. Перед каждой ротой свой командир: майор Елкин, командир первой роты судоводителей; капитан Шевчук, командир четвёртой роты судомехаников; капитан- лейтенант Белюк, командир третьей роты судоводителей; капитан Серанов, командир пятой роты судомехаников; капитан второго ранга Закатов, командир второй роты судоводителей.
Командовал построением начальник организационно-строевого отдела полковник Щеглов. Двухметрового роста, стройный, в строго подогнанной форме, ну, настоящий полковник, зычным голосом скомандовал: «Училище! Равняйсь! Смирно! Налево шагом марш!»
Ровные прямоугольники рот, один за другим, выравнивая шаг, двинулись в горку. Минуя колокольню Успенского собора кремля, шагая нога в ногу, училище направилось в учебный корпус, расположенный на Розочке, - так любовно называли в Астрахани улицу имени Розы Люксембург. Не принято было в послевоенные годы движение строем солдат, курсантов, милиционеров и всех служащих, носящих форменную одежду, без песни. Трудно вспомнить, как всё случилось, капитан Шевчук с улыбкой выдохнул: «Рота, неужели у нас некому запеть?» А петь нам не привыкать. Дома были все поющие: и деды, и папа, и мама, и сыновья. Пели и по случаю и безо всякого случая просто так, для души. И зацепил вопрос командира роты за душу молодого курсанта и вырвались в небо слова задушевной песни:
Путь далёк у нас с тобою
Веселей, солдат, гляди,
Вьётся, вьётся знамя полковое,
Командиры впереди.
И вот два, десять, тридцать голосов подхватили многим знакомую песнь. Не успела змейка курсантов спуститься в Кольцо (традиционное место в городе), как уже всё училище с воодушевлением и радостью во весь голос пело:
Солдаты в путь, в путь, в путь,
А для тебя родная, есть почта полевая.
Пускай труба зовет:
Солдаты в поход!
И пусть не флотского содержания была та первая песня, но она зазвучала вовремя и рвалась, и звучала от всего сердца, от всей души каждого курсанта, каждого офицера, участвующего в шествии молодых людей. И такая гордость была у каждого из нас. Мы, молодые, только что поступившие в училище, шагали в строю, пели, а на тротуарах останавливались девчонки, женщины, мужчины и старики. Стояли и любовались Астраханским речным училищем. И светились глаза стариков, и сияла в них гордость за то, что растёт им добрая смена.
«Стой!» - раздалась команда и все пятьсот курсантов застыли, как вкопанные. Выполняя новые команды командиров, шеренги учащихся вливались в парадный вход училища и размещались по классам.
Конец пятидесятых - начало шестидесятых годов XX века было времем стремительного развития речного транспорта СССР. На флоте интенсивно внедрялось дистанционное управление энергетическими установками, паровые суда заменялись вновь строящимися дизельными, на речные просторы вышли крылатые «Ракеты» и «Метеоры», буксировка судов на тросе заменялась буксировкой методом толкания. Для всей модернизации речного флота были нужны новые грамотные специалисты, готовые смотреть вперёд, в будущее.
В этом контексте строилась программа подготовки будущих командиров речников. По этой причине в училище принимались абитуриенты, окончившие десять классов, то есть полный курс средней школы. Программа обучения включала в себя только специальные дисциплины и в больших объёмах. Черчение-176 часов, техническая механика-262 часа, электрооборудование судов -177 часов, конструкция и эксплуатация ДВС 276 часов, судовождение на внутренних водных путях 187 часов. Большое внимание уделялось практическим занятиям в мастерских 624 часа, на судах 1440 часов. Всего за учебный период курсанты прослушали 24 специальные дисциплины. Подготовка специалистов судоводителей и судомехаников была на высоком уровне.
Группу 232 (второй взвод 4-й роты) готовили по специальной программе для работы на судах по совмещённой профессии и для работы на судах река-море плавания. Основная профессия – судомеханик, совмещаемой была профессия судоводителя. Судомеханик - это специалист, который в совершенстве должен знать теорию двигателей внутреннего сгорания, что позволяло ему на практике улучшать процесс сгорания топлива в цилиндрах судовых машин и тем самым экономить его количество. Тонкостям теории ДВС учил курсантов заместитель начальника училища по учебной части Догадин Игорь Борисович. Это был человек, глубоко знавший эту науку, грамотный преподаватель, способный простыми словами, ненавязчиво вложить в умы курсантов, только что начавших познавать эту науку, необходимый объём знаний.
К глубокому сожалению, осенью 1959 года речное училище понесло тяжёлую утрату. В одночасье не стало среди коллектива специалиста высочайшей квалификации И.Б. Догадина. Траурная церемония, начавшаяся у здания училища, продолжалась более трёх часов. Грузовой автомобиль с опущенными бортами кузова, на котором был установлен гроб, медленно двигался по направлению к старому астраханскому кладбищу на улице Софьи Перовской. За машиной траурным шагом шёл весь контингент училища: начальник, преподавательский состав, поротно все курсанты училища. Нескончаемая волна провожающих уважаемого в городе человека катилась до последнего его пристанища. Память о Догадине Игоре Борисовиче и ныне хранится в наших сердцах.