На первой странице областной газеты броский заголовок: «Плату за ОДН надо отменить». У каждого прочитавшего это, обязательно мелькнет мысль: наконец-то население докричалось до партии власти! Увы! Это только предложение депутата Государственной Думы РФ Леонида Огуля. Он собирается внести его не сегодня и не завтра, а на следующем съезде ассоциации собственников жилья. Только когда он теперь состоится? Первый только что завершил свою работу. Возникает вопрос, а что помешало депутату рассмотреть этот злободневный вопрос на прошедшем съезде? Выходит, это только предвыборные золотые горы единороссов, которые они обещают населению в период предвыборной кампании.
А что думали эти депутаты, когда пять лет назад голосовали за введение непонятных гражданам расходов на общедомовые нужды всех коммунальных услуг? А где вы были, господа депутаты, почти полтора года после этого? Ведь только 1 сентября 2012 года наконец вступили в силу новые Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354, еще в мае 2011 года. Именно с сентября изменился порядок расчета их оплаты. В платежном документе, направляемом собственнику, стали выделять отдельно сумму оплаты коммунальных услуг, предоставленных непосредственно в жилом или нежилом помещении, и сумму оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Новые правила вызвали серьёзную критику значительной части специалистов по ЖКХ. Ещё до опубликования Правил в печати появились довольно обоснованные заключения ведущих экспертов и юристов России по поводу расчета платы за ОДН. Они сделали однозначный вывод: выделение этой платы из общего платежа нецелесообразно, так как формулы расчетов таковы, что если кто-то не сообщит точное потребление энергоресурсов за конкретный месяц, то размер платы за расход этих ресурсов на ОДН для тех, кто сообщит правильные объемы индивидуального потребления, будет завышен. Плату за этот месяц нужно будет пересчитывать каждый раз, когда будут всплывать недостающие сведения. На практике перерасчет приведет к постоянным злоупотреблениям. Однако ни Правительство, ни парламентарии, как всегда, не услышали мнение специалистов. Что из этого вышло, известно всем.
Теме ЖКХ и платежам за ОДН, появившимся в квитанциях астраханцев, было в то время посвящено множество совещаний на разных уровнях. Резкую критику губернатора вызвали суммы, указанные в платежках, и те объёмы потребления, за которые они выставлялись. Они оказались просто нереальными. «Непонятно кто и как общедомовые расходы считает»,- заявил губернатор на одном из этих совещаний. А в феврале 2013 года на встрече с президентом России поднял вопрос о федеральном постановлении, благодаря которому и возникла такая неразбериха. Действие нормативов на ОДН тогда по поручению губернатора были временно отменены.
Астраханская область стала в то время не единственной, где было принято такое решение. От утвержденных ранее нормативов на ОДН отказались в Ульяновской, Челябинской и других областях. А на всероссийском совещании в процессе обсуждения темы ОДН министерство регионального развития РФ пообещало в срочном порядке рассмотреть этот вопрос и внести соответствующие изменения в постановление № 354. Что, об этом не знал господин Огуль? Сомневаюсь! Ведь он же живет не на другой планете. Так почему он в то время не поставил вопрос об отмене расходов на общедомовые нужды? А такое предложение было у министерства ЖКХ области.
С 1 июля 2013 года начали действовать новые нормативы на ОДН по холодной и горячей воде для многоквартирных домов. Они тогда были в десятки раз ниже прежних, потому что в правительственную формулу расчета вкрались серьёзные ошибки. На них практически сразу после выхода постановления № 344 обратили внимание члены экспертного совета по вопросам ЖКХ при мэре города Астрахани. Правительство в срочном порядке пыталось исправить свои ошибки. Для этого оно поручило в то время Министерству регионального развития РФ разработать проект поправок с новой формулой расчета. «Хорошо, если всё исправят в пользу населения и нормативы повысятся незначительно. А если нет? Ведь у нас законы пишутся под монополистов, а они своего никогда не упустят», - писал в то время я. Зачем было размораживать действие нормативов на ОДН? Было же хорошее предложение нашего министерства ЖКХ: просить Правительство РФ отказаться от идеи выделения общедомового платежа. Вот его и нужно было продвигать. Или использовать опыт других регионов. Так для учета расходов электроэнергии на освещение мест общего пользования в Москве установлены свои приборы учета. А нас принудительно заставляют устанавливать общедомовые приборы учета. Это создает трудности ежемесячных расчетов за расход энергоресурсов на ОДН. На практике, как мы видим, это привело к постоянным злоупотреблениям. Почему же в стране действуют двойные стандарты? Что можно Москве, не позволительно другим регионам. Значит там парламентарии нашли какие-то убедительные аргументы, чтобы поддержать своих избирателей. А наши инертны, безмолвствуют, не защищают своих граждан.
Положения части 4 статьи 154 ЖК РФ, в редакции федерального закона от 02.06.2016 № 175-ФЗ, не предусматривают оплату коммунальных услуг за общедомовые нужды. Действия этих положений распространяются на отношения возникшие после 1 января 2016 года. А как же быть с теми правоотношениями, которые действуют сейчас, но возникли до вступления в силу этого Закона? К этому следует добавить нововведения, которые начали действовать со второго полугодия текущего года.
Правительство РФ постановлением от 29.06.2016 № 603 внесло изменения в пункт 44 Правил предоставления коммунальных услуг. Теперь даже если в многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета, то платить за ОДН жильцы должны всё равно не выше установленного норматива потребления, если только они на своём общем собрании не приняли решение о распределении сверхнормативных расходов на ОДН между жилыми и нежилыми помещениями пропорционально их площади. А кто будет оплачивать сверхнормативное потребление коммунальных услуг на ОДН до 1 января 2017 года? Ведь только с этого времени общедомовые нужды из разряда коммунальных перейдут в жилищные.
Вопросы, бесконечные вопросы. Их можно задать ещё не один десяток. Вот и поле деятельности для депутатов, в первую очередь для единороссов, если они хотят работать на благо граждан России. Ведь можно много чего наобещать. Только когда всё это исполнится? В народе говорят: обещанного три года ждут, а потом забывают. Тогда можно снова обещать. Как говорится: дерг за мочало, начинай сначала. И многие в эти сказочные обещания верят. Что все их проблемы будут непременно решены. Какая наивность! Уже неоднократно высказывал свою точку зрения. Чиновники погрязли в словоблудии. Они имитируют заботу о человеке, а на деле… Вот и законы пишут под себя любимых. Когда и кто начнет писать законы, которые будут работать во благо населения, а не отдельных монополистов? Или для этого нужно снова запеть «Интернационал»?