Уже два года бывшие работники хлебозавода «Болдинский» не могут добиться осуществления законных прав: выплаты задолженности по зарплате.
28 августа 2013 года решением Арбитражного суда Астраханской области ООО «Хлебозавод Болдинский» было признано несостоятельным (банкротом).
174 работника предприятия были уволены по сокращению штата. Людей оставили без работы, не выплатив долги по зарплате и пособия за неиспользованные отпуска. Общая задолженность предприятия перед работниками составляет около 5 миллионов рублей.
Имущество завода не раз выставлялось на торги. Начальная стоимость составляла 120 млн. руб., позже она упала до 70 млн. руб.
В центре занятости бывшим работникам хлебозавода объяснили, что пособие по безработице им будут выплачивать с момента увольнения. А остальное должен выплатить работодатель.
Работники предприятия пытались отстоять свои трудовые права в суде. Суд удовлетворил требования истцов о взыскании с ответчика (ООО «Хлебозавод Болдинский») причитающихся им денег. Однако на стадии исполнения решения суда оказалось, что исполнять его некому: предприятие-должник признано банкротом. Исполнительное производство было прекращено.
В таких случаях вступает в действие закон «О несостоятельности (банкротстве)». В соответствии с ним, «в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц».
Требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, удовлетворяются лишь во вторую очередь.
Выбирается конкурсный управляющий, проводящий все мероприятия, связанные с реализацией имущества должника. Погашение задолженности происходит по мере поступления денежных средств. Но что делать, если они не поступают? Процедура вроде как идет, а денег как не было, так и нет.
Возможно, задолженность можно было взыскать с генерального директора предприятия Андрея Чижова. И действительно, в свое время Прокуратура Ленинского района г. Астрахани по обращению работников ООО «Хлебозавод Болдинский» провела проверку исполнения законодательства об оплате труда.
Проверка установила, что генеральный директор предприятия Андрей Чижов с апреля по август 2013 года не выплачивал заработную плату своим работникам. В связи с противоправными действиями руководителя организации перед персоналом хлебозавода образовалась задолженность по заработной плате на общую сумму 4 млн. 822 тыс. рублей. В отношении генерального директора ООО «Хлебозавод Болдинский» Чижова было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 145.1 УК РФ (частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы).
Однако, на какой стадии уголовное дело находится сегодня (то ли Чижов попал под амнистию в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, то ли расследование продолжается), точной информации нет.
Отчаявшиеся работники пишут в прокуратуру одно заявление за другим. В своих заявлениях, они, в частности, просят обратить внимание на тот факт, что в настоящее время завод неофициально функционирует (в ночное время), а выпускаемая продукция делается в антисанитарных условиях. Возможно, жители Ленинского (и не только) района города именно этот хлеб и покупают в каких-нибудь ларьках, сами не зная, кто и как его производит.
Однако все ответы прокуратуры сводятся к нескольким положениям, никак не меняющим участь людей: уставная деятельность ООО «Хлебозавод Болдинский» не ведется (кто и как там работает, что и как производит, не сообщается), а единственным источником погашения задолженности по заработной плате является реализация имущества предприятия. За это время сменился конкурсный управляющий, результатов его деятельности нет, как нет и денег.
Итак, все имеющиеся способы защиты своих прав бывшие работники использовали, однако защиты так и не получили. Обращались за это время и в суд, и в прокуратуру, и в следственный комитет, и в администрацию города, и в более высокие инстанции (вплоть до президента), которые, по сложившейся практике, отфутболивают эти обращения обратно на места.
Предлагают только ждать. Не может наше государство ничем помочь своим гражданам в подобной ситуации.
Много сегодня говорят и показывают по телевизору, как неотвратимое наказание посредством четкой работы судебных приставов-исполнителей обрушивается на головы тех или иных должников-нарушителей закона. Однако твердость власти в этом вопросе ощущают на себе только рядовые граждане. По отношению к ним власть неумолима. Не заплатил вовремя какую-нибудь коммуналку – отнимут последний телевизор или холодильник, пустят по миру, и все будет законно.
Но вот в отношении защиты граждан, которые содержат власть на свои налоги, государство проявляет беспомощность.
Прокуратура перестает узнавать законы, пристрастная Фемида смотрит на то, кто и сколько бросает на ее весы, а судебные приставы, так рьяно расправляющиеся со старушками и многодетными семьями, в этом случае лишь разводят руками.
Измученные люди, годами не получающие зарплату, отчаялись добиться справедливости у властей всех мастей, которым на них наплевать.