В связи с предстоящими выборами Президента РФ и сложившегося у моего окружения впечатления, что я искренний политик, ко мне всё чаще стали часто обращаться с вопросом «За кого голосовать?» А действительно, неплохо было бы разобрать кандидатов и отправлять всех вопрошающих на эту небольшую серию постов…
Опустим контекст победы и того-кого-нельзя-называть и разберём оставшиеся кандидатуры. На сегодняшний день уже сформирован основной пул «тяжеловесов», выдвинутых от парламентских партий, которые реально будут конкурировать между собой за наибольшее количество голосов. Почему будет реальная конкуренция? Во-первых, это вопрос политического престижа за звание «главной оппозиционной силы страны». Во-вторых, это связано с тем, что финансирование политических партий строится по принципу: «Сколько голосов получил её кандидат – столько и будет выделено из бюджета». Собственно говоря, именно поэтому все разговоры о бойкоте выборов и несостоятельны.
Немногие знают, но выдвижение кандидатов делится на два вида: «те, кто собирает подписи» и, очевидно, «те, кто их не собирает». Кандидаты от парламентских партий (Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия и Новые Люди) доказали, что они имеют поддержку более 3 млн россиян на выборах в Госдуму и от сбора подписей освобождаются. Кандидаты от мелких партий и самовыдвиженцы обязаны продемонстрировать свою политическую состоятельность и собрать не менее 300 тыс. подписей в свою поддержку.
На сегодняшний день этап сбора подписей практически завершен, и интрига количества кандидатов скоро разрешится. А пока мы можем разобрать кандидатов от парламентских партий, а остальные скоро «подтянутся».
Итак, Единая Россия и Справедливая Россия поддержали самовыдвиженца (?!) Путина;
КПРФ выдвинули агрария Николая Харитонова;
ЛДПР – своего председателя Жириновского Слуцкого;
Новые Люди – предпринимателя Даванкова.
Разбирать я буду не их биографии, а как специалист по коммуникациям разберу их медийность, целевой электорат и особенности предвыборных кампаний и позиционирования.
Естественно, первый кандидат, который будет рассматриваться, – это действующий президент России ВЛАДИМИР ПУТИН.
Путин имеет достаточное количество сторонников и не хочет портить свою репутацию выдвижением от Единой России и дистанцируется от неё выдвигаясь самостоятельно. Так произошло на этих выборах, так было и на прошлых в 2018. Поддержку его выдвижения оказывают правящая партия Единая Россия и социалисты из Справедливой России.
Так как номинально выдвижение происходит не от парламентской партии, то ему необходимо собрать не менее 300 тыс. подписей. Политтехнологами Путина это используется в качестве начала агитационной кампании, где «общественниками на ставке» организованы пункты сбора подписей в самых людных местах. Как говорится, «заставь дурака богу молиться – лоб расшибёт», и по сообщениям, мелкие князьки на местах начали выслуживаться и сгонять своих подчинённых, чтобы те поставили свои подписи. Отвратительно, но в общем ничего нового. Сомневаюсь, что в этом была задумка политтехнологов, так как им нужно было собрать лишь самый «ядерный электорат», которого с лихвой достаточно, но желание выслужиться у мелких чиновников сильнее.
Не зря этот год был назван «Годом семьи» и начат Всемирный фестиваль молодёжи - ставка этой агитационной кампании будет в привлечении максимального количества молодых людей (25-35 лет). Бюджетников сгонят в обязательном порядке, пенсионерам напомнят «кто им платит пенсию», средний возраст по социологии оказывает электоральную поддержку, а вот с молодёжью всё плохо в свете известных событий, и именно поэтому на эту аудиторию и будет направленны орудия пропаганды.
Могу уже сейчас предсказать, что будут «широкие жестами руками» направленные на целевую аудиторию по раздаче льгот, выплат и тому подобного. Скорее всего, как и обычно, дадут подачку из бюджета для пенсионеров, чтобы мобилизовать электорат. Ярких джокеров из рукава будет мало, ключевое позиционирование – стабильность.
Второй кандидат – это НИКОЛАЙ ХАРИТОНОВ, выдвинутый Коммунистической партией РФ.
Он уже принимал участие в выборах президента в 2004 году, депутат РСФСР и всех созывов Государственной думы. Руководитель комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики. Аграрий и опытный политик.
Цель кампании
Коммунисты на этих выборах выдвинули довольно консервативную фигуру, особенно на фоне прошлого кандидата Грудинина. Решение можно понять, учитывая условия, в которых эти выборы проводятся. Повторное участие Харитонова – это попытка закрепить вполне приемлемый результат 2004 года. Важно отметить, что на одной из первых встреч кандидат от КПРФ заявил, что крайне необходимо ради консолидации общества, чтобы новый президент услышал ключевые тезисы программ оппонентов и принял их во внимании при своём правлении. Харитонов позиционируется на выборах как опытный политик с «Программой Победы». Цель минимум кампании – сохранить такое же количество голосов, сколько получала партия в 2004-м (9,5 млн), чтобы сохранить политический вес партии в турбулентный период. Цель максимум – получить не менее 10,5 млн голосов, как и на выборах 2021 года и добиться реализации отдельных пунктов программы КПРФ.
Позиционирование на Восток
Кандидат тем интереснее, чем он связан с нынешней политической конъюнктурой «поворота на Восток». Напоминаю, что у КПРФ и компартий Китая, Северной Кореи и Вьетнама – очень крепкие отношения и каждый визит лидеров вышеперечисленных стран в Россию практически обязательно сопровождается встречами с КПРФ на высшем уровне. Сам этот факт регулярно вызывает скрежет зубов у антисоветчиков, а КПРФ выступает гарантом и важным дипломатическим субъектом отношений России с ключевыми азиатскими странами. Выдвижение руководителя комитета по делам Дальнего Востока – это закрепление статуса неотъемлемого дипломатического гаранта со «странами интернационала».
Позиционирование на
социальную политику
Важным фактом стоит отметить, что первым крупным мероприятием с участием Харитонова стал социальный форум в Оренбурге, где были озвучены ключевые пункты программы в социальной сфере, которая всегда составляла ядро политических целей коммунистов. Отметим, что программа коммунистов – это не просто: «раздать денег сирым и обездоленным», а довольно мощный просчитанный документ с информацией, где взять денег и на что их потратить с максимальной эффективностью для экономики и каждого гражданина в частности.
Целевая аудитория
Принято считать, что за коммунистов голосуют одни старики, которые жили в СССР, но это не совсем так. Так было до 2014-18 года, а после социальная база в лице пенсионеров пошатнулась из-за агрессивной политической риторики по ТВ и закрепления в сознании стариков немой надежды: «лишь бы не было войны». Так или иначе, даже с этим учётом, хоть и с большими потерями, но ядерный электорат у коммунистов сохранился. При этом КПРФ не сидела сложа руки и за последние годы получила довольно серьёзную поддержку у молодёжи 16-35 лет. Доказательства этому можно увидеть на любых политических мероприятиях «красных». Данный результат – это заслуга грамотной работы в сфере молодёжной политики, которая заключалась в использовании актуальных методов популяризации радикальной красной идеи среди молодёжи, которая нередко болеет юношеским максимализмом. Самой сложной аудиторией у КПРФ всегда был средний возраст 35-50 лет – людям не до политики, именно с этой аудиторией КПРФ необходимо работать. Поэтому стратегический лозунг кампании кандидата Харитонова - это «Поиграли в капитализм и хватит!». Отчасти выбор связан с возрастанием интереса к ортодоксальному марксизму-ленинизму среди думающих людей 35-45 лет, а отчасти игра на ностальгии у тех, кто застал СССР, - людей 45-55 лет. Таким образом, целевая задача КПРФ на этих выборах – привлечь максимальное количество людей возраста 35-55 лет.
На фоне всего вышесказанного стоит отметить, что коммунисты любят разыграть шальную карту, удивив загрустивших политтехнологов и всякого рода политических «экспертов», поэтому не исключены яркие ходы с использованием тех или иных точек позиционирования для встряски политического процесса.