b_240_240_16777215_0_0_images_news_2015_03_26006.png

«В поэзию с базара не пойдут» – так называется сборник стихов хорошо известного астраханского поэта Евгения Мартынова. Написанные в разные годы и о разном, они впервые нашли пристанище в одном доме – новой книге, изданной Астраханским региональным отделением Союза писателей России при поддержке областного Комитета КПРФ.

Своё творческое призвание наш давний автор и друг излагает вполне определенно, конечно же, стихами:

Не порвать своей мысли чтоб нить,
Я тружусь, словно золото рою!
Чтоб читателей не угостить
Вместо пищи духовной – бурдою.

И в самом деле, сколько прихо­дится читать в наше время этой самой «бурды», отбиваться порой от тех, кто считает рифмованные (а то и не слиш­ком) строчки стихами. Сколько амби­циозных авторов прикрывает свою бездарность новаторскими тенденци­ями и ссылками на былые авторитеты, не имеющие к ним самим никакого от­ношения.

К подобным потугам, как, впрочем, и ко многому другому, автор относится иронически. Вот как пишет он о судьбе покровителя поэтов Пегаса, желая за­нести того в Красную книгу:

И седлать им, паршивцам, не лень
Независимо, трезвы ли, пьяны,
И гоняют потом целый день
На потеху себе графоманы.

Но Евгений Мартынов, как и вся­кий талантливый человек, никогда не настаивает на признании своих творений шедеврами, а просто вы­носит их на суд читателя. И получает отдачу в виде простого и искреннего читательского одобрения. А это до­рогого стоит.

Но вовсе не только потуги графо­манов волнуют поэта Мартынова.

Природа, общество, Родина, ме­сто во всём этом человека, мера его ответственности – вот, пожалуй, главные темы творчества Евгения Мартынова.

Все его стихи о родном крае про­никнуты любовью к нему. С любовью автор пишет о скворце - «молодоже­не», выбивающим себе и своей спут­нице лучший скворечник, о «черной змее» в небе, рассыпающейся на ты­сячи грачей, о гусях, зимующих в те­плых краях, чьи менее везучие соро­дичи заканчивают земной путь в супе с вермишелью, о собаках и котах, о пойманных рыбешках, о согреваю­щем после зимней рыбалке стакане водки, о нашей Астрахани, где летом дневные «плюс пятьдесят» ночью опускаются до «плюс тридцати», где под весенним дождем улицы пре­вращаются в каналы, а автомобили в гондолы…

Комары, летний зной, зимний мороз, - всё знакомо автору не по­наслышке. Поэт не только умом, но и сердцем чувствует свою неразрыв­ную связь с родным краем. И даже обозначает роль, можно сказать, миссию астраханского края (может, опять иронически, а может, и нет)– быть южным форпостом России:

Зато какие стены у Кремля!
Такие стены одолеть непросто –
Форпост страны. А Господом земля
Давалась не из лучших под форпосты.

Вот такую же связь, как и с при­родой, чувствует поэт и с Родиной, со страной, с народом. И потому не­малая часть его стихов посвящена и проблемам нашего общества.

О своих сегодняшних творческих приоритетах пишет автор в стихотво­рении, открывающем сборник:

Немало нежных слов душа таит
О трепетных свиданьях над рекою,
Но глянул за окно, а там стоит
Женщина с протянутой рукою…
Всю жизнь прожил я, Родину любя.
Увиденное перевернуло душу.
О, лирика, прости, не до тебя.
Слова другие просятся наружу.

Евгений Мартынов – человек, пе­реживший развал Советского Союза, как личную трагедию, до сей поры не принявший душою нового порядка вещей. И речь не только о политиче­ском строе и действующей власти, своего отношения к котором автор также не скрывает. Автора волнует поразившая наше общество болезнь, симптомами которой стали безмер­ный культ денег, расплодившаяся злоба, мракобесие и циничная ложь. С этими проявлениями светлого ка­питалистического сегодня автор ми­риться не желает. И борется с ними, как может: где-то иронией и смехом, а где-то и проклятием.

«Не имеющие совести «едрос­сы», отменившие праздник 7 Ноября, фальшивые выборы, выдаваемые ими же за народное волеизъявление, президент Путин, что «травит бай­ки о промышленном подъеме» в то время, как Китай заваливает россиян своим импортом, социальное нера­венство, проявляющееся в бедах и праздниках, передел собственности, бесправие человека перед государ­ственной м ашиной – в се э ти з нако­мые до боли явления сегодняшней нашей действительности автор не просто констатирует, но и пытается найти выход из ситуации.

Не в социально-политической, а в духовной сфере ищет автор ответы на острые вопросы

Отчего по стране столько зла?
Против прежнего –
больше чем втрое?
Может, Путин забросил дела,
Детективы читает запоем?
Мой приятель смеется: загнул!
Разбежался читать он вприпрыжку!
Он для чтенья еще ни одну
Не изволил взять в рученьки книжку!
И пустует читательский стол,
Пыль на книгах в шагреневой шкуре…
Пусть читал бы, глядишь. И навел
Нам порядок хоть в литературе!
И действительно, куда подева­лась та самая читающая страна, из которой родом сам автор? Страна, чьи руководители восхищались од­ними книгами и запрещали другие, не соглашались или прислушивались к написанному (но читали!), где ли­тература формировала и националь­ную идею, и воспитывала искренний, а не поддельный патриотизм, кото­рым сегодня буквально насилуют людей.

Вот что пишет поэт о таком «патриотизме»:

И всё же я решил соорудить
(Подумаешь, от мук
покроюсь потом)
«Порву за Путина» -
наколку на груди!
Пусть видят все – являюсь
патриотом!
Зачем мне это? Эх, ты, темнота!
Быть может, инцидент весьма
чреватый.
Коли узрят, что грудь моя чиста,
К колонне враз причислить
могут пятой!

Ностальгирует автор о тех годах, когда астраханские степи, напол­ненные гулом моторов, были «бога­че Эльдорадо», когда «нам работу с избытком давала повсюду страна» и обеспечивала всеми благами, когда понятие «дружба народов» не вос­принималось с ухмылкой. Не забы­вает и о виновниках социально-по­литической катастрофы, пережитой советскими людьми на рубеже 80- 90-х гг. И напоминает нам, история не всегда хранит память об основа­телях, к примеру, родимого села, но хорошо вписывает в свои анналы имена разрушителей:

Уберечь ничто не помогло.
Страсть к развалу пёрла неуёмно…
Основал, не знаю, кто село.
Развалил кто, помню поимённо!

И совсем неслучайно возникает в его стихах образ евангельского Иуды и его жалкого последователя с клеймом на лысине.

… А что Иуда был не тля,
Уверен в этом я доныне.
Порукой служит та петля,
Что он приладил на осине.
Он волю всю собрал в кулак,
Вина безмерно тяготила.
А Горбачеву сделать так
На это духу не хватило.

Не воодушевляет поэта и активно насаждаемая в наши дни вера право­славная. Потому как не видит он в этом процессе блага для народа, сомнева­ется в искренности неофитов от право­славия.

Отношенье странное к богам,
О Христе конца нет разговорам.
А заходишь в церковь по утрам –
Предстает безлюдье перед взором.

Недоумевает поэт и по поводу до­бровольного ухода от жизни мирской в монастырские стены.

Что за притча, в молодые годы
Очи долу, а не в неба синь!
Помощи в молитвах для народа
В монастырской келии просить.
Не поможешь ты своим уходом.
Был народ и будет также гол.
Больше пользы своему народу
Принесешь, коль вступишь
в комсомол.

И наряду с этим удивляют автора укоренившиеся в сознании народа суеверия. И как они совместимы с православием-то?

Нежить вновь возвращается к нам,
Прибавляется людям забота.
Домовые – те лезут в дома,
А кикиморы лезут в болота.

И вновь автор точно определяет причины всего этого мракобесия.

Также прет она в лес к нам и в дол,
Устремляется вновь в водоемы.
И чем больше ломаем мы школ,
Тем она лезет к нам неуёмней!

Евгений Мартынов – не пессимист и не плакальщик. В доброте ищет он спасение и для человека, и для при­роды, и для страны. Относиться к родной природе, как к своему дому, к животным - как к братьям нашим меньшим, к окружающим тебя лю­дям – ну если и не как братьям, то хотя бы как к хорошим товарищам. Тогда, может, и не понадобится ни­какой искусственно взращённой на­циональной идеи, и сегодняшняя необустроенная наша жизнь начнет налаживаться.

Поэт надеется, что лично у него еще хватит сил побороться за жизнь, за народ, за Россию. Хоть и не на бар­рикадах, то хотя бы за письменным столом. И не желает предаваться унынию.

- Стихи писать желанья нет,
Жжёт душу горькая обида! –
Мне говорит один поэт
Весьма потерянного вида.
И долго смотрит на окно,
Где дождь осенний сыплет споро.
Как попугай, твердит одно:
- Неграмотной Русь станет скоро,
И ни писать, и ни читать –
Всё ближе это время злое.
И будет так же всё опять.
Как в первобытном было строе…
- Ты что несешь, кричу, родной?
Нервишки, что ли, крепко сдали?
Столетья Русь была такой,
А глянь, былины не пропали!
Русь, знаешь сам, не так проста.
C
тихи в ней пользуются спросом.
Пойдут, как встарь, из уст в уста!
Так что пиши, не хлюпай носом.

И вместе с Евгением Мартыновым мы тоже верим, что будут еще у автора и хорошие стихи, и благодарные чита­тели.