«В поэзию с базара не пойдут» – так называется сборник стихов хорошо известного астраханского поэта Евгения Мартынова. Написанные в разные годы и о разном, они впервые нашли пристанище в одном доме – новой книге, изданной Астраханским региональным отделением Союза писателей России при поддержке областного Комитета КПРФ.
Своё творческое призвание наш давний автор и друг излагает вполне определенно, конечно же, стихами:
Не порвать своей мысли чтоб нить,
Я тружусь, словно золото рою!
Чтоб читателей не угостить
Вместо пищи духовной – бурдою.
И в самом деле, сколько приходится читать в наше время этой самой «бурды», отбиваться порой от тех, кто считает рифмованные (а то и не слишком) строчки стихами. Сколько амбициозных авторов прикрывает свою бездарность новаторскими тенденциями и ссылками на былые авторитеты, не имеющие к ним самим никакого отношения.
К подобным потугам, как, впрочем, и ко многому другому, автор относится иронически. Вот как пишет он о судьбе покровителя поэтов Пегаса, желая занести того в Красную книгу:
И седлать им, паршивцам, не лень
Независимо, трезвы ли, пьяны,
И гоняют потом целый день
На потеху себе графоманы.
Но Евгений Мартынов, как и всякий талантливый человек, никогда не настаивает на признании своих творений шедеврами, а просто выносит их на суд читателя. И получает отдачу в виде простого и искреннего читательского одобрения. А это дорогого стоит.
Но вовсе не только потуги графоманов волнуют поэта Мартынова.
Природа, общество, Родина, место во всём этом человека, мера его ответственности – вот, пожалуй, главные темы творчества Евгения Мартынова.
Все его стихи о родном крае проникнуты любовью к нему. С любовью автор пишет о скворце - «молодожене», выбивающим себе и своей спутнице лучший скворечник, о «черной змее» в небе, рассыпающейся на тысячи грачей, о гусях, зимующих в теплых краях, чьи менее везучие сородичи заканчивают земной путь в супе с вермишелью, о собаках и котах, о пойманных рыбешках, о согревающем после зимней рыбалке стакане водки, о нашей Астрахани, где летом дневные «плюс пятьдесят» ночью опускаются до «плюс тридцати», где под весенним дождем улицы превращаются в каналы, а автомобили в гондолы…
Комары, летний зной, зимний мороз, - всё знакомо автору не понаслышке. Поэт не только умом, но и сердцем чувствует свою неразрывную связь с родным краем. И даже обозначает роль, можно сказать, миссию астраханского края (может, опять иронически, а может, и нет)– быть южным форпостом России:
Зато какие стены у Кремля!
Такие стены одолеть непросто –
Форпост страны. А Господом земля
Давалась не из лучших под форпосты.
Вот такую же связь, как и с природой, чувствует поэт и с Родиной, со страной, с народом. И потому немалая часть его стихов посвящена и проблемам нашего общества.
О своих сегодняшних творческих приоритетах пишет автор в стихотворении, открывающем сборник:
Немало нежных слов душа таит
О трепетных свиданьях над рекою,
Но глянул за окно, а там стоит
Женщина с протянутой рукою…
Всю жизнь прожил я, Родину любя.
Увиденное перевернуло душу.
О, лирика, прости, не до тебя.
Слова другие просятся наружу.
Евгений Мартынов – человек, переживший развал Советского Союза, как личную трагедию, до сей поры не принявший душою нового порядка вещей. И речь не только о политическом строе и действующей власти, своего отношения к котором автор также не скрывает. Автора волнует поразившая наше общество болезнь, симптомами которой стали безмерный культ денег, расплодившаяся злоба, мракобесие и циничная ложь. С этими проявлениями светлого капиталистического сегодня автор мириться не желает. И борется с ними, как может: где-то иронией и смехом, а где-то и проклятием.
«Не имеющие совести «едроссы», отменившие праздник 7 Ноября, фальшивые выборы, выдаваемые ими же за народное волеизъявление, президент Путин, что «травит байки о промышленном подъеме» в то время, как Китай заваливает россиян своим импортом, социальное неравенство, проявляющееся в бедах и праздниках, передел собственности, бесправие человека перед государственной м ашиной – в се э ти з накомые до боли явления сегодняшней нашей действительности автор не просто констатирует, но и пытается найти выход из ситуации.
Не в социально-политической, а в духовной сфере ищет автор ответы на острые вопросы
Отчего по стране столько зла?
Против прежнего –
больше чем втрое?
Может, Путин забросил дела,
Детективы читает запоем?
Мой приятель смеется: загнул!
Разбежался читать он вприпрыжку!
Он для чтенья еще ни одну
Не изволил взять в рученьки книжку!
И пустует читательский стол,
Пыль на книгах в шагреневой шкуре…
Пусть читал бы, глядишь. И навел
Нам порядок хоть в литературе!
И действительно, куда подевалась та самая читающая страна, из которой родом сам автор? Страна, чьи руководители восхищались одними книгами и запрещали другие, не соглашались или прислушивались к написанному (но читали!), где литература формировала и национальную идею, и воспитывала искренний, а не поддельный патриотизм, которым сегодня буквально насилуют людей.
Вот что пишет поэт о таком «патриотизме»:
И всё же я решил соорудить
(Подумаешь, от мук
покроюсь потом)
«Порву за Путина» -
наколку на груди!
Пусть видят все – являюсь
патриотом!
Зачем мне это? Эх, ты, темнота!
Быть может, инцидент весьма
чреватый.
Коли узрят, что грудь моя чиста,
К колонне враз причислить
могут пятой!
Ностальгирует автор о тех годах, когда астраханские степи, наполненные гулом моторов, были «богаче Эльдорадо», когда «нам работу с избытком давала повсюду страна» и обеспечивала всеми благами, когда понятие «дружба народов» не воспринималось с ухмылкой. Не забывает и о виновниках социально-политической катастрофы, пережитой советскими людьми на рубеже 80- 90-х гг. И напоминает нам, история не всегда хранит память об основателях, к примеру, родимого села, но хорошо вписывает в свои анналы имена разрушителей:
Уберечь ничто не помогло.
Страсть к развалу пёрла неуёмно…
Основал, не знаю, кто село.
Развалил кто, помню поимённо!
И совсем неслучайно возникает в его стихах образ евангельского Иуды и его жалкого последователя с клеймом на лысине.
… А что Иуда был не тля,
Уверен в этом я доныне.
Порукой служит та петля,
Что он приладил на осине.
Он волю всю собрал в кулак,
Вина безмерно тяготила.
А Горбачеву сделать так
На это духу не хватило.
Не воодушевляет поэта и активно насаждаемая в наши дни вера православная. Потому как не видит он в этом процессе блага для народа, сомневается в искренности неофитов от православия.
Отношенье странное к богам,
О Христе конца нет разговорам.
А заходишь в церковь по утрам –
Предстает безлюдье перед взором.
Недоумевает поэт и по поводу добровольного ухода от жизни мирской в монастырские стены.
Что за притча, в молодые годы
Очи долу, а не в неба синь!
Помощи в молитвах для народа
В монастырской келии просить.
Не поможешь ты своим уходом.
Был народ и будет также гол.
Больше пользы своему народу
Принесешь, коль вступишь
в комсомол.
И наряду с этим удивляют автора укоренившиеся в сознании народа суеверия. И как они совместимы с православием-то?
Нежить вновь возвращается к нам,
Прибавляется людям забота.
Домовые – те лезут в дома,
А кикиморы лезут в болота.
И вновь автор точно определяет причины всего этого мракобесия.
Также прет она в лес к нам и в дол,
Устремляется вновь в водоемы.
И чем больше ломаем мы школ,
Тем она лезет к нам неуёмней!
Евгений Мартынов – не пессимист и не плакальщик. В доброте ищет он спасение и для человека, и для природы, и для страны. Относиться к родной природе, как к своему дому, к животным - как к братьям нашим меньшим, к окружающим тебя людям – ну если и не как братьям, то хотя бы как к хорошим товарищам. Тогда, может, и не понадобится никакой искусственно взращённой национальной идеи, и сегодняшняя необустроенная наша жизнь начнет налаживаться.
Поэт надеется, что лично у него еще хватит сил побороться за жизнь, за народ, за Россию. Хоть и не на баррикадах, то хотя бы за письменным столом. И не желает предаваться унынию.
- Стихи писать желанья нет,
Жжёт душу горькая обида! –
Мне говорит один поэт
Весьма потерянного вида.
И долго смотрит на окно,
Где дождь осенний сыплет споро.
Как попугай, твердит одно:
- Неграмотной Русь станет скоро,
И ни писать, и ни читать –
Всё ближе это время злое.
И будет так же всё опять.
Как в первобытном было строе…
- Ты что несешь, кричу, родной?
Нервишки, что ли, крепко сдали?
Столетья Русь была такой,
А глянь, былины не пропали!
Русь, знаешь сам, не так проста.
Cтихи в ней пользуются спросом.
Пойдут, как встарь, из уст в уста!
Так что пиши, не хлюпай носом.
И вместе с Евгением Мартыновым мы тоже верим, что будут еще у автора и хорошие стихи, и благодарные читатели.