Активисты Совета ветеранов Каспийской флотилии инициировали в 2009 году разработку проекта памятника астраханским судостроителям и экипажам бронекатеров, которые серийно строились с первых месяцев Великой Отечественной войны до 1944 г . на бывшем заводе имени Сталина (ныне головной завод АСПО).
Они принимали активное участие в обороне Сталинграда, а также в ожесточенных боях на Днепре, Дунае, других участках фронта. Оказывали существенную помощь сухопутным войскам.
Вот почему патриоты Ейска, Измаила и других городов страны на базе списанных бронекатеров создали памятники и увековечили героизм тружеников тыла и служащих ВМФ.
Между прочим, на Московском судостроительном заводе в настоящее время начались работы над созданием памятника на базе бронекатера. На нем закреплена латунная фирменная таблица с указанием стандартных данных: построен в г. Астрахани на заводе й/я № 638 (шифр завода им. Сталина в годы войны) в 1944 г . Поэтому коллектив завода через местных тележурналистов обратился к астраханским коллегам за помощью в получении необходимой документации.
Хотя идея создания памятника и заинтересовала астраханских чиновников, но, видимо, не легла на их сердца и не вошла в сознание. Чтобы не скомпрометировать себя, убедительно пообещали довести дело до конца. Тем более, что на судоремонтный завод Каспийской флотилии такой бронекатер для этой цели был доставлен, и коллектив выразил желание внести свой вклад в реализацию этого проекта. Чиновникам представили даже разработанный проект памятника с привязкой на аллее Победы рядом с танком Т-34.
Во время приема даже вице-губернатор властно кивнул головой, когда активисты доложили ему о проекте памятника.
- Такой памятник – дело чести города, - говорили другие чиновники с пафосом, в чём они достигли определенного совершенства.
Сначала наметили открытие памятника в очередному Дню Победы, затем – ко Дню Военно-Морского Флота, потом – к юбилею Каспийской флотилии, а сейчас – к 70-летию Великой Победы.
Но пока всё это осталось на словах.
На деле все усилия ветеранов разбиваются об этих чиновников, как волны о волнорез. У них почему-то испарился весь патриотизм, которым они прикрывались во время встреч.
За прошедшие годы инициаторы создания памятника, изрядно походившие по властным кабинетам, накопили солидный том переписки. Читая эти документы, можно услышать надрывный шум двигателей при маневрах бронекатера, интенсивную стрельбу его орудий для поддержки сухопутных войск, иногда с палубы доносятся стоны раненых солдат, которых перевозили с передовой в госпитали. Можно познакомиться с благодарственным письмом командующего флотилией астраханским судостроителям за поставку фронту безотказной боевой техники… Словом, в каждом документе ясно слышатся отзвуки ожесточенного сражения и затаённая страстность инициаторов проекта помочь вознестись этому грозному бронекатеру на пьедестал вечности.
Особенно заинтересованы в этом ветераны АСПО. Они помнят своих товарищей, которые строили эти бронекатера в тяжелые годы войны, и хотят, чтобы о них знали все астраханцы и гости города. Такой памятник стал бы уникальным и значимым свидетельством участия в ожесточенных сражениях на пути к Победе 1945-го. А не торчащие из земли пальцы. Когда мимо них проходят (в Братском саду) или проезжают (по улице Боевой), то воспринимают с недоумением. Ведь они не имеют ни исторической, ни культурной ценности. Однако местные власти нашли нужным реализовать именно этот проект.
Так чем же провинились астраханские судостроители перед «патриотичными» чиновниками? Непонятно. Наша память призывает установить такой памятник, как это было сделано в других городах. Нужна лишь властная воля руководителей города и области.